Лицензионные игры, или Почему не работают новые законы

no image

О том, что экономические реформы - одно из обязательных условий дальнейшего выживания украинской экономики, говорят давно и много. Это одно из условий поддержки нашей страны на международной арене, да и объективная ситуация требует реальных реформ. И правительство действительно начало серьезную работу в этом направлении, что признала во время недавнего визита в Киев директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард.

Сегодня вовсю идет подготовка налоговой реформы, приняты ряд законов, которые создают базу для экономических реформ. Однако чтобы эти законы заработали, мало их просто ввести в действие: нужно серьезно менять всю нормативную базу, разрабатывать новые «Правила…», «Порядки…» и начинать, наконец, работать по ним. А вот с этим, похоже, у нас по-прежнему серьезные проблемы.

28 июня вступил в действие новый Закон Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности», принятый еще в марте этого года. С одной стороны, этим законом действительно было отменено лицензирование некоторых видов хозяйственной деятельности, что дало основание правительству говорить о проделанной работе в области дерегуляции бизнеса. А с другой стороны, этим законом было обещаны четкие правила, сокращение необходимых для лицензии документов, унификация порядка выдачи лицензий для тех 30 видов хозяйственной деятельности, которые по-прежнему подлежат лицензированию. И вот в этой части закон, похоже, до сих пор не выполняется.

В соответствии с законом, проводником государственной политики в сфере лицензирования, то есть ответственным за ее реализацию, выступает Кабинет Министров Украины. Именно ему поручено разработать и принять нормативно-правовые акты в сфере лицензирования. Однако на сайте Кабмина с момента принятия закона мы обнаружили только четыре нормативных акта на этот счет: три постановления, касающихся перечня органов лицензирования (№№141, 199 и 609), и одно распоряжение, касающееся лицензирования железнодорожных предприятий. И несколько десятков заявлений о том, что упорядочивание лицензионной деятельности позитивно скажется на развитии бизнеса, на инвестиционном климате и наполняемости бюджета.

Государственная регуляторная служба, которая, в соответствии с действующим законодательством, выступает в качестве специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования, в конце августа отчиталась о выполнении «Плана мероприятий по дерегуляции хозяйственной деятельности». При этом она вынуждена была признать, что по состоянию на 20 августа этот план выполнен… всего на 23%.

Однако отсутствие новой нормативной базы не мешает контролирующим и проверяющим органам требовать соблюдения норм нового законодательства от предпринимателей, которые оказались заложниками данной ситуации. Об этом свидетельствуют многочисленные жалобы со стороны предпринимателей, которые также вынуждена рассматривать Государственная регуляторная служба. Так, 20 августа на очередном заседании экспертно-апелляционного совета при ГРС руководитель службы Ксения Ляпина признала, что жалоб поступает очень много. Часть таких жалоб касается как раз отсутствия новых лицензионных условий на разные виды деятельности.

Такая медлительность и несогласованность действий среди центральных органов власти не может не вызывать удивления и вопросов. С чем связано несвоевременное выполнение обязанностей по созданию нормативной базы: с недостатком сотрудников, большим объемом работы, свалившимся на министерства и ведомства в связи с масштабными реформами, или, быть может, с поиском очередных лазеек, с помощью которых бизнес по-прежнему можно держать на «ручном управлении» и делать зависимым от чиновников? Получить подтверждения последней версии хотелось бы меньше всего.

Например, в лотерейном бизнесе, который регулируется путем лицензирования, неразбериха с лицензированием продолжается уже третий год, что делает невозможным развитие предпринимательства в этой сфере и привлечение инвестиций. Такой ситуацией успешно пользовались правоохранительные органы, которые не упускали возможности закрывать легальные пункты распространения лотерей в рамках рейдов на нелегальные игорные заведения. Хотя во многих странах мира лотерейный бизнес рассматривают как один из реальных источников наполнения бюджета, даже в экономически сложные времена, а потому создают благоприятные условия для развития бизнеса. Как следует из информации, размещенной на сайте Министерства финансов, которое уполномочено выдавать лицензии на этот вид хозяйственной деятельности, срок действия абсолютно всех лицензий лотерейщиков истек… еще в феврале-марте 2014 года. А новые лицензии не выдаются. По причине… отсутствия нужных нормативно-правовых актов.

Как рассказали в «Украинской национальной лотерее», первоначально лицензия им была выдана до 30 марта 2013 года. Но когда компания обратилось в Минфин по поводу ее продления или выдачи новой, последовал ответ, что это невозможно в связи с отсутствием необходимых нормативно-правовых актов. Этот ответ датирован еще 26 марта 2013 года. И с тех пор (!) ситуация не изменилась. Нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность государственных лотерей, нет по сей день. Напомним, что, согласно Закону Украины «О государственных лотереях», Минфин обязан был разработать необходимые регуляторные акты еще до конца 2012 года.

«Учитывая ситуацию, в 2013 году нам продлили действие старой лицензии до 30 марта 2014 года. А после истечения этого срока мы работаем только благодаря тому, что в законе «О государственных лотереях» депутаты не забыли включить переходное положение о том, что в случае отсутствия нормативно-правовых актов, необходимых для получения новых лицензий, операторы лотерей могут продолжать свою деятельность до получения новых лицензий», – говорит коммерческий директор УНЛ Николай Печенюк.

В марте 2014-го «Украинская национальная лотерея» в очередной раз обращалась в Минфин с просьбой о выдаче новой лицензии, но ответа нет по сей день.

Уже в июне 2015 года, после того, как вступил в силу новый закон «О лицензировании видов хозяйственной деятельности, УНЛ снова направило в Министерство финансов заявление с просьбой выдать лицензию на выпуск и проведение лотерей. Ответ Минфина мало чем отличался от предыдущего. Основные положения этого письма, датированного 30 июля 2015 года, следующие: на сегодня лицензионные условия разрабатываются, не определен и размер платы за выдачу лицензий. «Министерство финансов Украины дополнительно известит «Украинскую Национальную Лотерею» в случае принятия нормативно-правовых актов, необходимых для получения новых лицензий», – говорится также в письме. И, судя по отсутствию такого извещения, работа над новыми нормативными актами продолжается.

«УНЛ всегда работала в рамках правового поля. Мы – предприятие со 100% иностранными инвестициями, и наши инвесторы, европейские компании, не признают другого подхода к ведению бизнеса. Сегодня же мы находимся в «подвешенном» состоянии, потому что закон требует от нас получить лицензию, но сделать этого мы не можем, и не по нашей вине. Да и европейским инвесторам трудно объяснить, почему на протяжении такого длительного времени не разработана нормативная база, которая позволила бы нам получить лицензию и спокойно работать, полностью в рамках правового поля. Запланированные инвестиции в развитие компании, так необходимые стране, остаются нереализованными уже который год. УНЛ готова уже сейчас привлечь миллионы долларов инвестиций, значительно увеличить сеть распространения лотерей, завезти новое оборудование американского партнера GTech, увеличить поступления в бюджет от лотерей, обеспечить тысячи людей новыми рабочими местами и достойными зарплатами при принятии соответствующего решения согласно требованиям действующего законодательства. Мы ничего особенного не требуем, мы только просим принять решение в соответствии с законом, который приняли народные депутаты», – говорит Николай Печенюк.

23 июня Государственная регуляторная служба дала разъяснение относительно действия норм закона «О лицензировании видов хозяйственной деятельности», указав, что «отсутствие лицензионных условий на проведение определенного вида хозяйственной деятельности, относительно которого проводится лицензирование, не является основанием для отказа в выдаче лицензий». Это логично, ведь в данном случае все полномочия сосредоточены в руках одной государственной структуры: и по разработке правил работы на рынке, и по выдаче разрешительных документов. Почему же в итоге должны страдать от отсутствия полного пакета разрешительных документов предприниматели? Тем более, что уже и новый закон принят, и плата за лицензию в законе определена, и Регуляторная служба определила порядок выдачи лицензии.

Президент и премьер-министр сегодня уделяют большое внимание формированию новой полиции по всей Украине с целью неукоснительного и беспристрастного соблюдения законности всеми и везде. В системе органов Кабинета Министров функцию полиции при соблюдении законности в части дерегуляции и лицензирования выполняет Государственная регуляторная служба. Так почему же не работает система лицензирования и не соблюдается законность в коридорах самой власти и министерствах? А самое главное, кому это может быть выгодно?..

На последнем, внеочередном заседании Совета по финансовой стабильности Украины, которое состоялось 8 сентября, говорилось, в частности, о том, что для обеспечения этой самой финансовой стабильности необходимо добиться согласованности действий регуляторов. Хочется надеяться, что государственные структуры сосредоточатся, наконец, на выполнении этой задачи. Потому что, если они сами не выполняют нормы законов, как они будут вправе требовать соблюдения законности от бизнеса?


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи