Виктор Пинзеник, народный депутат Украины VII созыва (УДАР) рассказал «і» об особенностях документов, подписанных между Путиным и Януковичем, и рисках для экономики Украины, связанных со скидкой на газ и устными договоренностями между президентами, сообщают Экономические Новости.
Вопрос: Закреплена ли сумма в $15 млрд. в каком-либо из подписанных документов между Путиным и Януковичем?
Ответ: Я такого документа не видел. Есть декларации намерений. Но документа, в котором бы речь шла о том, что Украине будет предоставлен кредит в $15 млрд., нет.
В: На какой срок будут рассчитаны еврооблигации, под которые планируется выдавать Украине $15 млрд.?
О: Судя по заявлению российского министра финансов, срок размещения составит два года. Но пока это только обещания, как и сумма кредитов.
В: Как Вы охарактеризуете возможность России ежеквартально пересматривать цену на газ для Украины? Какие последствия этого для нашей страны?
О: Из подписанного соглашения не следует, что Украина получит цену в $268,5 за тысячу кубов газа, так как для этого нужно вначале каждого нового квартала (до 10 числа первого месяца) подписывать дополнительное соглашение между НАК «Нафтогаз Украины» и российским «Газпромом». Если ежеквартальное соглашение не подписывается по любым причинам, вступает в силу действующая формула цены на газ.
Для того чтобы с первого января нового года выйти на цену в $268,5, нужно подписать еще одно дополнительное соглашение. На мой взгляд, это способ, который дает возможность каждый квартал требовать выполнения Украиной каких-либо обязательств, о которых мы пока не знаем. Очевидно, есть обязательства Украины перед Россией, которые были предметом договоренностей, потому что, если бы действительно Россия уже уменьшила Украине цену до $268,5, то в контракте не надо было бы ничего выдумывать, а нужно было просто написать — с 1 января действует цена в $268,5. Но такого пункта в документах нет.
В: Закреплены ли в каком-либо из документов обязательства Украины перед Россией по объемам закупаемого газа? Какие там называются цифры и сроки действия обязательств?
О: Нам говорят об этом. Но я не видел подтверждений в подписанных документах. Возможно были подписаны и другие, с которыми общество незнакомо. И к газовым «сюрпризам» мы можем получить новые.
В: Угрожает ли суверенитету Украины так называемое «Харьковское Соглашение – 2»?
О: Очевидно, что бесплатного «сыра» не бывает. И то, что нет конкретной цены, а вместо этого она привязывается к ежеквартальным договоренностям, это может означать единственное — Украине будут ставить какие-то задачи, обязательства, без выполнения которых скидка действовать не будет.
Я считаю, что, в первую очередь, Украина взяла обязательства по передаче в управление двухстороннему газовому консорциуму украинской газотранспортной системы. Об этом уже были сигналы до подписания соглашения, во время и после подписания. А это не только энергетические угрозы.
В: Не несет ли угрозу национальной безопасности Украины решение Нацбанка включить российский рубль в состав свободно конвертируемых валют? Какие последствия этого?
О: Очевидно, что речь идет о серьёзной попытке проникновения российского рубля в Украину. Это внесение в первую категорию ничего не значит для мира, поскольку можно любую валюту назвать свободно конвертируемой, но она от этого таковой не становится.
Целью этого решения является усиление возможностей влияния на финансовую ситуацию. С этой целью, я допускаю, часть обещанного кредита может быть предоставлена в рублях. На это направлено и предложение о предоставлении особого статуса Внешэкономбанку.
В: Не находите ли Вы противоречие между скидкой на газ и заложенным дефицитом бюджета на 2014 г., который нивелирует все положительные эффекты от возможной скидки?
О: Во-первых, я пока не вижу скидки на газ. Во-вторых, за эту скидку, обязательно придется платить. Чудес не бывает. Мы в Харькове разве скидку получили? Эта скидка каждый год оформляется долгом Украины перед РФ. Поэтому говорить о каких-то положительных уступках нельзя. От страны требуют определенных действий. Касательно кредита, он не решает проблем, а только усиливает существующие. Опасен короткий срок кредита и большая нагрузка на бюджет при возврате. Сумма $3 млрд. превышает среднемесячные доходы госбюджета (общий фонд).
В: Как Вы считаете, политический и экономический кризис в Украине — это рукотворное явление, осуществляемое Россией или США, или это естественный процесс, который возник из-за непрофессиональной и коррупционной власти?
О: Когда речь идет об экономике, то зачем искать внешние причины? Фундаментальные причины находятся внутри страны. Внешние факторы могут усиливать или ослаблять их. Нередко их используют для того, чтобы перенести ответственность на кого угодно, вместо того, чтобы искать и решать проблемы внутри страны. Никто нам долг не делал, и тот, кто готовил, утверждал бюджет, создал проблему государственного долга, которая стала уже вызовом для Украины.
Что касается политического кризиса, то причина его ясна. Людям надоело жить в ситуации, когда не видишь перспективы. Они увидели эту перспективу в евроинтеграции, в европейских ценностях. Люди верили в это, а их просто «кинули», обманули и лишили такой перспективы, и это побудило их выйти на Майдан.