Гендиректор госкомпании постоянно шантажирует правительство, чтобы оставить себе обслуживание пенсионеров в селах.
Как должен себя вести премьер-министр, если директор государственного предприятия позволяет себе публично его шантажировать, угрожать и устраивать различные демарши? Очевидно, немедленно поставить вопрос об увольнении. Однако в случае с руководителем «Укрпошты» Игорем Смелянским, который уже открыто плюет в лицо премьеру Денису Шмыгалю, круг как будто заколдован. Кому же тогда подчиняется главный почтальон страны?
Языком угроз и шантажа
В среду глава «Укрпошты» пошел на беспрецедентный шаг. Своим единоличным решением он отключил в отделениях монополиста все сторонние банковские терминалы, полностью игнорируя договоренности с финансовыми учреждениями и вопросы удобства клиентов «Укрпошты», которые этими терминалами пользовались. Теперь в почтовых отделениях останутся только pos-терминалы самого госпредприятия. Перед этим Игорь Смелянский выставил правительству настоящий ультиматум: до 17.00 среды он требовал разрешения вопроса о том, чтобы пенсию не переводили в принудительном порядке на карточку.
Кабмин проблему не решил, угрозы вступили в силу. На фото в Facebook он поместил кадр из фильма «Крестный отец» с надписью «У нас была договоренность и вы решили меня кинуть». Коме того, он также заявил, что создает горячую линию и будет собирать данные обиженных на правительство граждан для подачи коллективного иска «против лиц, нарушающих Конституцию и Уголовный кодекс Украины». Кто будет оплачивать подачу такого иска и есть ли в этом заявлении конфликт интересов – Смелянский решил не уточнять.
Этому публичному противостоянию предшествовали несколько недель переговоров и решение Минсоцполитики и Пенсионного фонда постепенно переводить пенсии в безналичную форму. Так, было сообщено, что с 1 сентября пенсии будут доставляться только в те регионы и населенные пункты, где нет банкоматов. Кроме того, доставку пенсий обеспечат для социально незащищенных граждан, которые сами не в состоянии дойти до банкомата. Например, люди с инвалидностью. При этом доставкой должна заниматься не «Укрпошта», а отобранные на конкурсе логистические или другие компании. Монополист, впрочем, тоже сможет принять участие в таком конкурсе.
Затем премьер Денис Шмыгаль решил «срезать углы» и сообщил, что переход будет происходить постепенно, что получение денег через банк – право, а не обязанность пенсионеров. Кроме того, пообещал, что «Укрпошта» и дальше будет оператором доставки пенсии в «труднодоступные места» без банковских отделений и банкоматов. Судя по тому, что Смелянский к вечеру среды окончательно «сорвался с цепи» и начал резкие телодвижения – информация от премьера на места доставляется не слишком быстро.
Отрезают от откатов
К слову сказать, когда об «обезналичивании» пенсий заговорили впервые – это страшно взбесило Игоря Смелянского. Дело в том, что при его руководстве, по словам экспертов, доставка пенсий стала едва ли не ключевым бизнесом компании, отодвинув на второй план доставку писем и посылок, денежные переводы и другие профильные почтовые услуги. А поскольку за доставку платит Пенсионный фонд, и речь идет о доставке наличных минимум 3,6 млн людей – упразднение доставки как института для «Укрпошты» приведет к серьезным финансовым потерям. Если в среднем на доставку одному пенсионеру в год государство тратит 1 тыс. грн., то на выходе речь идет о денежном потоке в 3,6 млрд. грн.
При этом Смелянский постоянно говорит о повышении тарифа, а также о получении компенсации из государственной казны за предоставление этой «социально важной» функции. То есть вместо того, чтобы отстраивать успешную, ориентированную на рынок компанию, великий топ-менеджер с западным образованием и многолетним опытом работы в консалтинговом и банковском бизнесе все что умеет делать – это зарабатывать на деньгах налогоплательщиков и шантажировать правительство.
Например, в конце 2020 года Смелянский на полном серьезе угрожал Кабмину, что «Укрпошта» перестанет доставлять пенсии, если Кабмин не поднимет тариф на доставку. Более того, Смелянский также угрожал срывом инвестиционной программы ЕБРР и ЕИБ на 100 млн евро, с которой, среди прочего, в дальнейшем были закуплены новые автомобили для передвижных почтовых отделений. Естественно, потеря такого контракта для Смелянского оказалась бы личной трагедией. Ведь многим в «Укрпоште» известно о размерах возможных откатов, установленных почти на официальном уровне, а также про его заоблачную зарплату в 200 минимальных доходов почтальона.
Сегодня же, когда правительство пытается оптимизировать свои (и налогоплательщиков) расходы – система мобильных отделений становится просто не нужна. А это значит, что не нужно заправлять машины, получая откаты с закупок топлива и техобслуживания, не нужно трудоустраивать тысячи людей, которые продают «с колес» стиральные порошки, крупы, газеты и прочие хозяйственные принадлежности, перечисляя с каждой продажи проценты «наверх». Именно поэтому Смелянский так резко и нервно реагирует на любые попытки забрать эти сотни миллионов гривень, которые предназначены на доставку пенсий.
Также нужно напомнить, что одной из ключевых задач Смелянского в «Укрпоште» является подготовка структуры к приватизации. И очевидно, что мало кому интересен неэффективный почтовый оператор, каковым сегодня является госпредприятие. А вот если оставить за ним функционал доставки пенсии, а также разветвленную сеть отделений – это уже практически готовый политический инструмент, а также бизнес модель для вовлечения все новых категорий населения, например, в предоставление качественных банковских услуг. Покупка банка, анонсированная Смелянским недавно – не что иное как попытка «откатать» эту схему и превратить «Укрпошту» с почтового в финансовое учреждение. А затем выгодно продать, получив свои менеджерские бонусы. Одним из ключевых претендентов на приобретение гиганта называют банковское крыло группы СКМ Рината Ахметова.
В окружении олигарха рассказывают, что он уже вызвал «на ковер» и Смелянского, и Шмыгаля, которые оба являются его креатурами – и в ближайшее время конфликт должен уйти из публичной плоскости. Однако эти же наблюдатели не уверены в психологической готовности «накрученного» Смелянского нажать на тормоз и свернуть амбиции. Поскольку он явно мнит карьерный рост – резкие заявления и публичное противостояние с Кабмином ему только на руку. Другое дело, что выведение из орбиты ключевого олигарха может стоить Смелянскому не только карьеры, но и, пожалуй, свободы, поскольку уголовные дела против него сдерживаются исключительно усилиями главного олигарха страны.