Живописец неоднократно перерабатывал первоначальную творческую концепцию будущего полотна
Впервые в истории аукционных торгов 13 июля на продажу выставлен ранее неизвестный широкой публике один из первых вариантов знаменитой картины Эдварда Мунка «Мадонна», обладающий не только выдающейся художественной, но также исторической ценностью.
Аукционный дом Bonhams предварительно оценил это произведение, собственноручно подписанное норвежским художником-экспрессионистом и датированное 1895 г., в 500-700 тыс. фунтов стерлингов. Известно, что живописец в период между 1895-м и 1902 г. неоднократно перерабатывал первоначальную творческую концепцию будущего полотна, и таким образом изображение «Мадонны» дошло до наших времен в семи различных прочтениях. «Эта работа является крайне важной, причем хотелось бы особо отметить, что она находится в идеальном музейном состоянии»,— отметил представитель Bonhams Роберт Кеннан. Кроме того, литография обладает великолепным провенансом и происходит из коллекции пользующегося высокой репутацией норвежского бизнесмена и мецената Эйвинда Экбо.
Литография 1895 г., лично раскрашенная Мунком и ныне выставленная на продажу, считается в этом ряду основной, так как именно в ней впервые наиболее ясно и полноценно отображен основной замысел мастера. Вроде бы святая, Мадонна изображена молодой обнаженной красавицей, с полузакрытыми в экстазе глазами и распущенными черными волосами ведьмы. Гибкая и чувственная линия силуэта, напоминающая образ Венеры итальянского живописца эпохи Возрождения Сандро Боттичелли, контрастирует с нервным, несколько вульгарным лицом, в котором читаются похоть и подавленное раздражение. От привычного канонического образа Богородицы остался разве что нимб вокруг головы, а литография, в отличие от окончательного варианта, написанного маслом, имеет оформление в виде некой рамы с изображениями сперматозоидов и маленькой фигурки, наподобие эмбриона в левом нижнем углу.
«Я рисую не то, что вижу, но то, что увидел»,— утверждал Эдвард Мунк. Таким образом, его картины живописуют хотя и странные, мистические образы, но, очевидно, существующие согласно законам реального мира. Пытаясь наполнить картины глубоким философским смыслом, Мунк часто обращался к женским аллегорическим изображениям. Вообще тема взаимоотношений мужчины и женщины стала центральной в его творчестве. Женщина в его работах предстает в различных ипостасях — и в виде идеализированного образа юной девушки, и в персонификации эротического женского начала или ясновидящей, колдуньи, властной матери-смерти. Отношение Мунка к женщине — это самая сложная и мучительная сторона личной и творческой жизни мастера, ведь он рассматривал ее и как источник высшей земной красоты, но, в то же время, и как существо, которое приносит в мир грех, зло и разрушение.
Считается, что натурщицей для одной из версий картины была Даньи Пшибышевская, жена писателя Станислава Пшибышевского и близкая подруга Мунка. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся в Музее Мунка и в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна в Осло, а также в Кунстхалле в Гамбурге. Еще две версии принадлежат частным коллекционерам.