Джазовое трио Виджая Айера неожиданно собрало аншлаг
В рамках серии концертов «Музыка настоящего вкуса» состоялось выступление американского джазового трио во главе с пианистом и композитором Виджаем Айером. Пришедшая на концерт публика поразила организаторов концерта, продюсерский центр Jazz in Kiev, своим количеством, плавно переходящим в качество.
Суть проекта «Музыка настоящего вкуса» заключается в том, чтобы дать возможность столичным меломанам вживую услышать молодых музыкантов, чьи звезды только зажигаются на небосклоне мировой джазовой сцены или чья музыка именно сейчас находится на пике популярности. Первыми в рамках этой программы выступили пианист Виджай Айер, контрабасист Стефан Крамп и барабанщик Маркус Гилмор. В Киеве они представили свой последний совместный альбом Historicity (2009 г.), который был признан альбомом года по версии таких изданий, как The New York Times, National Public Radio (U.S.A), Los Angeles Times, Chicago Tribune, PopMatters.com. Высоко оценили творчество трио и в Европе: в мае музыкантов признали лучшим иностранным ансамблем на церемонии ECHO Jazz Awards (немецкий аналог американской премии Grammy), а Международная ассоциация джазовых журналистов назвала Виджай Айера музыкантом года. Стоит отметить, что музыка этого джазового трио достаточно сложная для восприятия неподготовленного слушателя, поэтому полностью распроданные еще за неделю до концерта билеты и, следственно, аншлаг в зале консерватории им. Петра Чайковского приятно удивили организаторов, особенно учитывая тот факт, что выступление состоялось в так называемый мертвый музыкальный сезон.
Однако не обошлось и без форс-мажора — самолет одного из музыкантов задержался, поэтому выступление началось значительно позже запланированного времени. Хотя от этого публика только выиграла. Во-первых, благодаря тому, что на просьбу организаторов спасти положение отозвались украинские джазмены. Пианистка Наталья Лебедева, трубач Денис Аду, басист Илья Алабужев и барабанщик Павел Галицкий не только настроили меломанов на нужный лад, но и подняли им настроение своей слаженной игрой. А во-вторых, когда все участники американского трио наконец-то были в сборе, у публики появилась редкая возможность заглянуть в концертную кухню и присутствовать на саунд-чеке музыкантов, который продлился менее пяти минут. «Спасибо большое за терпение! Мы первые в Киеве и очень рады быть здесь,— обратился к залу Виджай Айер.— Я надеюсь, вы потерпите еще немного, и дальше будет музыка».
Выступление музыканты начали со своих авторских композиций из альбома Historicity. К фортепиано Айера постепенно подключаются остальные участники трио, заданная тема уверенно развивается, грув нарастает, пульсирует и превращается в плотную стену звука, которая мгновенно погружает зал в музыкальную фантазию джазменов. Уже после первой исполненной композиции становится ясно, почему именно этот коллектив заслужил столь высокое признание джазовых критиков. Те же, кто оказался не готов к такому формату, покинули зал (тут стоит отметить, что случайно попавших на концерт оказалось не более 10 человек), остальные полностью отдались на волю музыкантов. То, что трио работает вместе уже почти пять лет, чувствуется сразу, и не только в том, как музыканты взаимодействуют друг с другом, манипулируют ритмами, мелодией и темой, доводят ее до драматического пика. Несмотря на то, что фронтменом коллектива выступает Виджай, каждому из джазменов здесь предназначена не просто сопровождающая или комментирующая роль. Они добавляют свои собственные выразительные нюансы и отступления в слаженный музыкальный язык Виджая, придавая ему новый импульс. Драйвовый, экспрессивный, а иногда и мелодичный бас Крампа (с помощью смычка он выдает просто умопомрачительные звуки), полиритмичные ударные Маркуса Гилмора и восхитительное фортепиано — против этого невозможно устоять.
И хотя после первой пьесы Виджай объявил, что исполнят они музыку других композиторов, играли они свою собственную, в чем потом и признались. Из каверов трио исполнило пьесу Dogon A.D. саксофониста Джулийса Хемфилла (особенно понравилось публике игривое взаимодействие баса и ударных на фоне драматического соло на фортепиано), после — Big Brother Стиви Уандера и Human’s Nature Майкла Джексона. И если первые две композиции кто-то среди меломанов узнал, то творчество Майкла Джексона в интерпретации трио оказалось вообще неузнаваемым, впрочем, как и джазовый стандарт Darn That Dream. В эти моменты публика могла хоть немного расслабиться и перевести дух, чтобы под конец концерта снова оказаться в музыкальной ловушке, на этот раз композиции Эндрю Хилла — Smoke Stack. Стоит отметить, что юный Гилмор с потрясающим полиритмичным соло на барабанах справился не хуже, чем его дедушка, барабанщик Рой Хейнс, который играл в оригинальной версии этой пьесы. На бис музыканты исполнили еще две лиричные композиции из раннего материала, и со словами «Надеемся, мы еще увидимся, а вы продолжайте слушать» трио откланялось, а знатоки джаза отметили: «Это именно тот джаз, который хотелось услышать!»