В Украине создали своего Рэмбо

19 января 2012, 8:10
no image

Сегодня в украинский прокат наконец-то выходит многострадальное творение отечественного кинематографа — фильм Михаила Ильенко «Тот, кто прошел сквозь огонь». Основанная на реальной истории лента о жизни украинского летчика Ивана Даценко, якобы ставшего вождем племени индейцев, вряд ли станет блокбастером, но, безусловно, заслуживает внимания зрителя

Сюжет картины основан на реальной истории, которая повествует о судьбе Ивана Додоки, летчика, Героя Советского Союза, нашего земляка, который в годы Великой Отечественной войны был несправедливо осужден за государственную измену. Не желая провести остаток жизни за колючей проволокой, Иван сбегает. Судьба заносит его на другой континент, где он находит приют в индейском племени и впоследствии становится его вождем. Прототипом же главного героя фильма стал летчик Иван Даценко, совершивший во время войны более 200 боевых вылетов. Официально, после того как его самолет был сбит, Даценко считался пропавшим без вести. Неофициально, оказавшись в плену у немцев, а позже — этапированным, как враг отечества, в ГУЛАГ, летчик попадает в Канаду, где становится вождем индейского племени. В 1967 г., посетив индейскую резервацию, танцовщик Махмуд Эсамбаев, входивший в состав советской делегации, узнает историю украинского вождя «краснокожих».

Работая над сценарием фильма, Михаил Ильенко попытался вместить в нем многое: и войну, и драму, и любовную историю, и приключения, изрядно приправив все это типично украинским юмором, легендами, колдовством и даже экшеном. Однако получилось так, что сюжет ленты грешит нестройностью и непоследовательностью, наиболее интересные и увлекательные для зрителя сцены неожиданно обрываются, а многие важные моменты остаются прочерчены пунктирной линией. Создатели фильма, выходя на тонкий лед невероятности происходящего, пытаются как можно быстрее преодолеть этот сложный участок, и нарративная часть истории уступает место визуальной красоте и фантасмагории. Стремясь объединить в одной работе и традицию украинского поэтического кино, и мейнстримовскую приключенческо-драматическую историю в духе Голливуда, господин Ильенко в итоге приходит к тому, что ни одна из них не работает в полную силу. А тот факт, что финансирования явно не хватило на создание достойных спецэффектов и экшен-сцен, потенциально интересные и привлекательные находки (как то: сопровождение истребителями пары аистов или же превращение главного героя в волка) делают их несколько неуместными, смазанными, а порой и просто смешными.

Создавая образ Ивана Додоки, Михаил Ильенко стремился вывести на экраны эдакого отечественного Рэмбо. «Нам хотелось сделать украинского героя, которого нам сейчас так не хватает»,— сказал режиссер на презентации ленты. Но, к сожалению, стоит признать, что украинского Рэмбо не получилось. Исполнитель главной роли Ивана Додоки молодой актер Дмитрий Линартович временами просто раздражает на экране своим постоянством. Зрителю стоит приготовиться к тому, что лицо с рекламных постеров картины как войдет в кадр, так и останется неизменным на протяжении всего фильма. Какие бы события ни случались в жизни Додоки, никакой внутренней трансформации с ним не происходит. Ни время пребывания в плену у немцев, ни этапирование в ГУЛАГ, ни осознание предательства друга и земляка не отображаются на выражении лица и эмоциях главного героя. В картине нет развития личности этого персонажа, он по умолчанию является константой от рождения. На экране — абсолютно неживой, скучный, мифический персонаж, за которым не особо интересно наблюдать и который не вызывает сочувствия.

Совсем противоположное впечатление оставляет игра его коллег по фильму. Ольга Гришина в роли возлюбленной Додоки татарки Любы (пусть и откровенно шаблонного персонажа), Виталий Линецкий в роли антигероя Степана Шулики и другие актеры со своими героями справились гораздо успешнее. Их персонажи получились живыми, вызывающими отклик и сочувствие зрителя. Стоит отметить органичность и убедительность в новом, драматическом амплуа советского полковника актера Виктора Андриенко, имя которого у массового зрителя ассоциируется с комедийным «Шоу Довгоносиків». В целом же лента «Тот, кто прошел сквозь огонь» превзошла ожидания многих скептиков, не в последнюю очередь благодаря работе оператора-постановщика Александра Кришталовича, художника-постановщика Романа Адамовича, а также всем тем, кто отвечал за визуальное качество фильма. Картинка на широком экране качественная (за исключением моментов анимации) и действительно красивая.

Все статьи