Арт-проект «Он» — вызывающее размышление о тонкой грани божественного и демонического, амбивалентности природы человека, реализованное через серию дерзких постановочных фотографий. Попытаться удержать баланс на рубеже добра и зла можно, посетив экспозицию в «Украинском доме» до 17 апреля
Стоит отметить, что грамотно реализованный, целостный, концептуальный, постановочный фотопроект, в котором не принимают участие звезды и селебритис разного калибра, для Украины — большая редкость. Проект «Он» действительно впечатляет, и не столько затронутой тематикой (современного человека вряд ли чем-то можно искренне удивить и эпатировать), сколько качеством и масштабом своей реализации. Идея создания проекта принадлежит Олегу Павловичу. В представленных на суд зрителей фотоработах идеолог реализовал свое видение добра и зла в современном мире, где тонкая грань между пороком и святостью почти стерта, и уже никто ни в чем и ни в ком не уверен. По средствам эпатажных фотографий господин Павлович пытается призвать зрителя задуматься над тем, где он находится в заданной системе координат, на чьей он стороне, и какое из двух начал играет ведущую роль в его жизни?
Воплотить все это в реальные формы ему помогли четыре фотографа — Ольга Фомина, Александр Ктиторчук, Александр Жадан и Константин Мохнач. По сути, проект стартовал еще несколько лет назад в Москве экспозицией работ Ольги Фоминой «Хочу быть дьяволом». Тогда выставка вызвала весьма неоднозначные отзывы посетителей, ведь к желанию героя экспозиции (господина Павловича) примерить на себя роль дьявола, позаигрывать со смертью, соблазнять в монашеской рясе обнаженных девиц и пр., отнеслись по-разному. В Киеве же проект принял более законченные и совершенные формы. Работы Ольги Фоминой дополнили серией фотографий других авторов, и в итоге на суд зрителей представили 36 работ, на которых господин Павлович попробовал себя не только в роли дьявола, символа смерти и всяческих человеческих пороков, но и в образе современного, сексапильного Иисуса.
«Работа над проектом началась в ноябре. Это мое детище, я хотела показать эпатаж таким, каким вижу его я,— рассказала «і» Оксана Платонова, организатор экспозиции. — Работы Ольги мы решил дополнить другими картинами, для этого организовывались дополнительные съемки с другими фотографами. Много сил и времени было потрачено на работы «Тайная вечеря» по мотивам фрески Леонардо да Винчи и «Святость наших дней», а также «Демон сидящий» Михаила Врубеля. Это очень дорогой в производстве проект, ведь все костюмы специально шились на заказ, а съемки велись в реальных интерьерах Кирилловской церкви, тюрьмы и т.д.». По словам госпожи Платоновой, представленные работы не будут выставляться на аукцион, но каждый желающий приобрести фотокартину может обратиться непосредственно к организаторам. «Стоимость отпечатка варьируется от $1,5 до $5 тыс., а кадры с авторским правом могут достигать и $15 тыс.»,— уточнила Оксана.
Стоит отметить, что безболезненно вырвать из контекста и разместить в интерьере можно далеко не все работы, и если фотографии «Итог», «В дорогу», «Чистота порока» или же «В раздумье» Ольги Фоминой вполне самостоятельные произведения, которые «живут» и вне рамок общего проекта, то работы Александра Жадана «Голод», «Пресыщение» больше напоминают фотосессию для модного мужского глянца и вряд ли вызовут у кого-то желание пополнить ними свою коллекцию.
Завершенности проекта способствуют и цитаты известных людей и мыслителей, метко подобранные под каждую фотографию. Благодаря им у проекта появляется более глубокое измерение, а зритель задерживается поразмыслить, а не только поражается дерзости автора идеи эпатажных картин. «Проект получился целостный, грамотно построенный, каждая работа, как мазок в картине, формирует общее произведение,— прокомментировал «і» Юрий Вакуленко. — Прослеживается идеологическая концепция, а насколько она сомнительна или нет, каждый зритель решит сам. Современное искусство сейчас играет роль раздражителя, и с этой точи зрения проект можно полностью отнести к contemporary art. Сегодня это актуально, насколько он будет интересен завтра — покажет время. Это классный подогрев (чулочки, туфельки и пр.), я действительно взбудоражился. И даже то, что меня послали (господина Вакуленко в довольно резкой форме попросили выйти из одного из залов, поскольку он еще не был официально открыт для осмотра), мне понравилось — ведь появилось ощущения, что мне удалось подсмотреть нечто запретное».
Способствовала целостному восприятию и презентация проекта. Гостей встречали хостес с белыми и черными ангельскими крыльями, у входа в зал мужчина, облачившийся в костюм демона, осыпал барышень комплиментами а-ля «вы сегодня дьявольски прекрасны!». А прохаживающиеся между гостей монашки напоминали присутствующим о ценностях благодетели.
Продумали организаторы визуальную составляющую до мельчайших деталей. Каждый зал был специально оформлен и стилизован в духе концепции проекта: в одном зале в углу лежал труп мужчины среди рваной газетной бумаги, покачиваясь, висела веревочная петля; полуобнаженная девица, устроившись возле клетки, наполненной долларами, соблазняла податливых мужчин, конкуренцию ей составлял трансвестит с 45-м размером обуви. Монашки не стыдились выставлять в глубоких разрезах одежд соблазнительное белье, а вазой с фруктами под табличкой «Отравлено» гости интересовались не меньше, чем другими столами с фуршетом. И хотя иногда все это и напоминало детскую комнату страха, но тем не менее безотказно работало на общую идею проекта.