Самоубийство украинского шоу-бизнеса

11 февраля 2011, 0:07
no image

На днях полтавские музыканты выступили против принятия проекта закона об отмене 50%-ных квот на трансляцию в телерадиоэфире украинской музыкальной продукции. По их словам, при таких условиях может сложиться ситуация, когда новые молодые украинские исполнители вообще не будут иметь доступа к вещанию, и это приведет к неминуемой гибели украинской песни

Услышать или прочитать в СМИ подобные заявления от различных отечественных музыкантов и продюсеров последние полторы недели можно довольно часто. Опять все вернулось на круги своя. В начале 2000-х гг., до появления пятидесятипроцентной квоты, говорили о том же. Добились, и что это дало украинскому шоу-бизнесу? С одной стороны, многие радиостанции просто-напросто игнорировали это постановление или хитрили и, чтобы соблюсти букву закона, загоняли пачками отечественный продукт в ночной эфир, когда приемники слушают единицы. С другой стороны, FM-станции, которые взялись рьяно поддерживать наших музыкантов, настолько упали в рейтингах, что просто перестали быть интересны рекламодателям и оказались перед выбором — либо менять музыкальную политику, либо продолжать влачить жалкое существование. Последние смогли позволить себе лишь дотационные (государственные и муниципальные) радиостанции.

Сложившаяся ситуация свидетельствует отнюдь не о том, что украинские исполнители не интересны нашим слушателям. Ведь песни пары десятков наших певцов и групп регулярно звучали и звучат в жесткой ротации самых популярных радиостанций. Проблема в другом — у нас просто нет такого количества талантливых и качественных шоу-бизнес-проектов, песнями которых можно было бы заполнить двенадцать часов эфира, причем ежедневно. А если учесть, что каждая радиостанция имеет совершенно определенный музыкальный формат, то количество подходящего для трансляции материала становится еще меньше.

Скептики, конечно же, могут поставить в пример ту же Россию, где немало лидирующих радиостанций выстроили свои эфиры исключительно на отечественной музыке. Однако давайте не забывать две вещи — во-первых, в России живет на 100 млн. людей больше, стало быть, и исполнителей у них хоть пруд пруди; во-вторых, в Москву стремятся попасть артисты из бывших союзных республик, причем большинство с русскоязычным репертуаром, и многим из них удается там зацепиться. Поэтому появляется достаточно жесткая конкуренция, в результате которой выживают две категории исполнителей — наиболее талантливые или хорошо проплаченные однодневки. Правда, последние впоследствии все равно «сдуваются». Благодаря именно таким, услышав словосочетание «российская эстрада», мы брезгливо морщим нос.

Подобную реакцию в свое время у многих вызывал и телепроект «Территория А». Вроде бы совершенно благие намерения продюсера этой программы Александра Бригинца — поддерживать все украинское и превращать это в бизнес — привели к тому, что появилась масса украинских артистов, творчество которых «пипл хавает», но благодаря им же общий уровень нашей эстрады упал настолько, что российский музыкальный ширпотреб показался и, главное, утвердился в мозгах большинства наших людей как нечто почти гениальное. Поэтому при жестком соблюдении этой пятидесятипроцентной квоты мы рискуем наступить на те же грабли.

Возможен и другой сценарий, так сказать, французский. В свое время официальный Париж поступил приблизительно таким же образом, поддерживая франкопоющих исполнителей и всячески ограждая своих граждан от англоязычной музыки, в первую очередь американской. Более того, стоило французу запеть на английском, как его лишали эфира до тех пор, пока он не «образумится». В результате это привело к тому, что за пределами Франции их исполнители мало известны, не говоря уже о том, что популярны. Добиться же мировой или европейской славы удалось единицам. А ведь этого-то хочется каждому артисту!

Такую активную борьбу наших артистов и продюсеров за удержание квоты я бы понял еще 10 лет назад. Сегодня же можно констатировать, что таких борцов, если не всех, то большинство, к радиостанциям нельзя подпускать на пушечный выстрел, поскольку реально качественный продукт они предложить не могут. В свое время ряд музыкантов, которых по глупости или еще по каким-то причинам не приняли радиостанции и телекомпании, уехали в Москву, принявшую их с распростертыми объятиями, после чего в Киев они уже вернулись победителями и в качестве дорогих гастролеров. Сегодня же есть интернет-ресурсы, благодаря которым можно добиться популярности, минуя кабинеты консерваторов от шоу-бизнеса и, тем более, политиков. Прав был Воланд — «Никогда и ничего не просите, особенно у тех, кто сильнее вас! Сами предложат и сами все дадут».

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи