Сегодня в прокат выходит фильм Игоря Волошина «Я»
В прошлом году картина удостоилась премии кинофестиваля «Кинотавр» в номинации «лучшая операторская работа». На этом же кинофестивале, но в 2008 г., работа Волошина «Нирвана» была признана лучшим кинодебютом года.
В главной роли в картине «Я», как и в предыдущей «Нирване», режиссер снял Артура Смолянинова. Надо сказать, что это, пожалуй, лучшая его актерская работа. Смолянинов играет роль 18-летнего молодого человека, собирающегося «откосить» от армии в районной психбольнице. Но эта игра с системой затягивается — пройдя принудительное лечение, герой с желтым билетом на руках выбирается на свободу. Через три этапа жизни — его детство, отрочество и юность — на экране проходит жизнь целого потерянного поколения конца советской эпохи. Как говорит сам Волошин, это «Фильм о борьбе и смерти, о живой человеческой любви на фоне погибающего мира. Однако, это не фильм-поучение. Здесь очень много пластов, чтобы человек сам делал выводы». В одном из интервью режиссер даже признался, что эту историю он снял о людях, с которыми жил все свое детство в одном дворе. «Многие употребляли наркотики, многих уже нет»,— сказал он.
Не менее ярко свою роль в этом фильме сыграл и Алексей Горбунов — думаю, что после этого фильма в массовом сознании его герой Румын закрепится не хуже Шико. «Я такого героя еще не играл. Когда прочел сценарий, был в диком восторге, потому что подобных персонажей видел в своей жизни. Фильм «Я» — честный рассказ о поколении, которому выпало жить в эпоху перемен. И я надеюсь, что мне удалось передать натуру человека страстного… Он устраивает вокруг себя тотальный праздник»,— рассказывает Алексей Горбунов.
При просмотре этого фильма волей-неволей возникают параллели с «Полетом над гнездом кукушки» — та же психлечебница, та же медсестра, не лечащая, а ломающая человека, и даже свой МакМерфи, только по прозвищу Румын. «Румын — характер, заслуживающий внимания, он лидер. Именно он помогает парню пережить дурдом. Для меня фильм «Я» не про наркотики, а про судьбы людей. Еще мне нравится, что в картине много юмора, правдивых жизненных ситуаций. Жаль, что у столь актуального фильма так мало копий»,— сетует Алексей Горбунов.
Кроме замечательных актерских работ фильм если не обязательным, то по крайней мере рекомендованным к просмотру делает сценарная и режиссерская работа Волошина. Окружающий наркоманов мир передан в тех искаженных ломкой или кайфом пропорциях, когда не остается ничего реального: менты блуждают по водной глади, аки посуху, любовники мчатся по миру в автомобиле, запряженном тройкой, собака волочет распятого героя по асфальту, в дурдоме порхает пушистый снег, символизируя тихое личное счастье. Все чрезвычайно ярко, все выдержано в анилиновых тонах. Все подается на манер музыкального клипа с непрерывно звучащими шлягерами соответствующих лет.
«Я» — это исповедь. А у исповеди всегда градус эмоций чуть выше, чем в простом перечислении фактов. Поэтому в картине столь пронзительная интонация. Фильм и должен быть криком, потому что в основном про нашу жизнь снимают «клюкву»,— делится своими впечатлениями о картине Алексей Горбунов.— Включаю телевизор — и смотреть противно. Моя молодость, например, прошла через алкоголь. Знаете, были такие бутылочки по 250 граммов, «чебурашками» их называли. И многие мои сверстники сгорели от водки. «Я» рассказывает о поколении, которому сегодня около тридцати. Их молодость, увы, прошла через наркотики. И к концу фильма понятно, сколько их в живых осталось. Один или два. Все остальные погибли».
Продюсер ленты Анна Михалкова, сыгравшая в картине одну из ролей, рада, что, «наконец, сняли кино, которое выбивается из общепризнанной системы. Этот фильм не отпускает. С ним живешь, о нем ходишь и думаешь несколько дней. И понимание его приходит не сразу»,— сказала она. При этом, как считает Михалкова, этот фильм скорее поймет не молодежь, а люди с жизненным опытом. «Хотя я считаю, что не обязательно ширяться и жрать таблетки, чтобы понимать, что от этого умрешь, некоторым нужен другой опыт, чтобы это понять»,— сказала актриса.