Праздник жизни доступен каждому

18 апреля 2011, 0:08
no image

В Музее современного искусства Украины до 15 мая открыта персональная выставка известной художницы Александры Праховой. В новой экспозиции представлены около 30 живописных импровизационных произведений на холсте и бумаге, созданных продолжательницей традиций знаменитого рода в течение последних лет на одном дыхании

Искусствоведы уверены, что талант Александры Праховой особенно сильно и полно раскрылся именно в наше время, когда она стала писать светлые и яркие картины. «Это мой дневник, который, правда, приобрел несколько иной вид. Все ждут в моих натурных реалистических полотнах привычных для меня подтекстов, какого-то двойного дна. Но это просто мое объяснение в любви к цветам и вообще к жизни»,— говорит художница.

Примечательно, что Прахова не стремится оригинальничать и в то же время не боится сравнений с другими мастерами, избравшими не только схожую тематику и стиль самовыражения, но порой и примерно такую же, достаточно пеструю палитру. Однако при этом, по сути, в своем творчестве Александра остается по-настоящему самодостаточной. «Согласитесь, избрать объектами своего вдохновения вроде бы тривиальные цветы, фрукты и ягоды, но вот изобразить их в таком сказочном, необычном экспрессивном стиле под силу только настоящему таланту. Причем буйство красок здесь не только красноречиво, но и многозначительно, контекстуально»,— поделился своим мнением о представленных картинах культуролог Александр Калиновский.

Собственно, цветы в обрамлении харизмы художницы появились отнюдь не случайно. По свидетельству людей, близких к Александре Праховой, 13 мая 2007 г., в день ее рождения, квартира-студия утопала в букетах, преподнесенных друзьями. «Остановись, мгновение, ты прекрасно!». И это чудо свершилось. Тот «цветник» усилиями Праховой и ее учениц был увековечен, а впоследствии стал предтечей нового увлечения — прелестями природы.

А началось все у представительницы знаменитой дворянской фамилии с Киевского художественного института. После его окончания Александра Прахова добилась признания как одна из интереснейших в Украине и самых успешных книжных графиков периода 1970-1980 гг. Начиная с 1970 г., она практически со студенческой скамьи начинает активное сотрудничество с крупнейшими республиканскими издательствами — «Веселка», «Молодь», оформляя до пяти книг, помимо работы над иллюстрациями для популярного детского журнала «Барвінок». Прахова выделялась неподражаемым авторским стилем в особой технике подкрашенной иллюстрации, работами акварелью и гуашью на влажной бумаге. Освоив уникальную каллиграфическую стилистику, в дальнейшем Александра стала писать живописные полотна, в которых явственно ощущается некое смысловое кодирование, шифр или интрига.

«Саша Прахова — это яркая и неординарная личность, неизменно с шармом и одновременно не по-женски мужественна, талантлива и интересна своими контрастными проявлениями,— считает заслуженный искусствовед Зоя Чегусова.— В своем творчестве украинская художница начала XXI века по духу, похоже, близка художницам-амазонкам начала ХХ века, например, Александре Экстер или Наталье Гончаровой, в кругу которых, я уверена, ее воспринимали бы абсолютно органично. Ведь ей присущи та же энергия, творческая смелость, такое же синтетическое художественное дарование и серьезное бескомпромиссное отношение к своему труду».

Александра Прахова является представителем знаменитой династии в четвертом поколении. «Мой прадед Адриан Прахов, эксперт по искусству, пригласил для реставрации Кирилловской церкви в 1884 г. молодого Михаила Врубеля. У нас дома он встречался с моей прабабушкой Эмилией Львовной, которая была старше Врубеля на четыре года»,— рассказывает художница. Известно, что сын Адриана Прахова Николай был профессором истории искусств, известным художником, а его старшая сестра Леля (Елена) прославилась тем, что вышила плащаницу для Владимирского собора. Ныне это сакральное сокровище, благополучно пережившее множество невзгод, хранится в музее Киево-Печерской лавры.

В те годы посещать дом Праховых было престижно для любого интеллигентного человека. «Гости приходили, рисовали на салфетках, скатертях. Прабабушке это надоело, и она подсовывала им бумажные листы. Так, в семье осталось много рисунков Врубеля, Вильгельма Котарбинского, а также известный портрет прабабушки с вышивкой, который нарисовал Илья Репин. Позже эти зарисовки передали в Музей русского искусства»,— вспоминает госпожа Прахова.

«Абсолютно очевидно, что Александра Прахова — подлинный продолжатель лучших семейных традиций и мастер искусства, целиком и полностью отвечающий рангу ее славной фамилии, превратившейся в киевскую легенду,— утверждает Зоя Чегусова.— По всей видимости, Саша была просто «обречена» стать творцом».

Художественная деятельность Александры Праховой по достоинству отмечена множеством наград, а ее работы хранятся во многих музейных, галерейных и частных коллекциях Украины, России, Японии, США, Германии, Франции и других стран Европы.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи