В столичной галерее Brucie Collections до 13 декабря открыта выставка работ швейцарского фотографа Мишеля Комте
Составлена она из черно-белых и цветных постановочных снимков разных лет. К чести Brucie Collections следует отметить, что выставками Комте в разное время могли похвалиться многие всемирно известные галереи вроде венецианской Peggy Guggenheim Collection или мюнхенской Pinakothek der Moderne.
В достаточно скромной киевской экспозиции содержится всего около двадцати, причем далеко не самых интересных, произведений Мишеля Комте, который прослыл одним из самых плодовитых мастеров, специализирующихся в жанре рекламной фэшн-фотографии, в основном рассчитанной на экзальтированных потребителей гламурного глянца. Правда, организаторы нынешней выставки громко называют швейцарца одним из величайших фотографов современности, что выглядит явным преувеличением. Очевидно, что Мишелю Комте при всей его стильности и стремлении к художественности в целом не удалось выйти за технологические рамки рекламного цеха и подняться выше замусоленных изобразительных штампов. Он на полную эксплуатирует буйную «естественность» растрепанных вентилятором волос, «стыдливо» прикрытых грудей, «эротично» высунутых языков, неприступно-холодных надменных взглядов, чувственно разинутых ртов в обрамлении пунцовых губ и тому подобные приемы. При этом нельзя не признать, что у наших ценителей фотографии появился эксклюзивный шанс не только непосредственно познакомиться с оригиналами фотографий Мишеля Комте, но и запросто на месте приобрести любой понравившийся малотиражный отпечаток для своей коллекции или интерьера.
Фотохудожник с характерным творческим почерком Мишель Комте родился в Швейцарии в 1954 г. и сейчас разрывается между Цюрихом, Парижем, Нью-Йорком и Лос-Анджелесом, нигде не задерживаясь надолго. Начав свою карьеру в качестве реставратора предметов искусства, в частности, старинной фотографии, он пришел к выводу, что дело создания собственных шедевров выглядит гораздо более привлекательно с любой точки зрения, а также сулит немалые материальные выгоды. С тех пор поверивший в свои силы фотограф-самоучка ни разу не пожалел о своем выборе, пополнив ряды самых высокооплачиваемых мастеров в своем жанре. Впервые назвать себя настоящим профи Комте смог, реализовав в 1979 г. свои амбиции в проведении успешных кампаний для Ungaro и Chloé по заказу Карла Лагерфельда, а в 1981 г. уже в ранге победителя он приступил к сотрудничеству с лидерами журнального глянца Vogue и Vanity Fair. Прошло не так много времени, и к Мишелю, как к одному из самых модных и наиболее востребованных фотографов, стали выстраиваться очереди из звезд мира моды, кинематографа, спорта и других селебритис различных калибров. К чести Мишеля Комте, с головой погрузившись в трясину фэшн-индустрии, он не дал себя ей засосать и смог на достойном уровне также реализоваться в жанрах психологического портрета и пейзажа, даже заставив говорить о себе как о вполне самобытном фоторепортере, специализирующемся на горячих точках планеты. Трудно назвать какое-либо звездное имя (а чаще всего тело), не попавшее хотя бы однажды под объектив Мишеля Комте. При этом для каждого из своих подопечных он находит нужную интонацию и парадоксальную изобразительную параллель. Так, «страшный и ужасный» Майк Тайсон, кроме спортивных подвигов прославившийся откусыванием ушей у коллеги Холифилда и бесцеремонным общением с женским полом, на снимке Комте выглядит душкой, нежно целующимся с белым «голубем мира». Ирландский бунтарь Микки Рурк в «трениках», затягивающийся «планом» или «герычем», согласно трактовке швейцарца выглядит ну прямо как «парень с нашего двора». Об этих снимках каждый посетитель Brucie Collections может составить свое личное впечатление, равно как и насладиться созерцанием многочисленных отмороженных обнаженных секс-моделей из обширной женской армии плейбоевской империи Хью Хефнера.
Однако в целом экспозиция не отражает всего тематического богатства фотографической палитры Мишеля Комте. По-настоящему ярких фото — раз-два и обчелся. Превалируют однообразные ню, а практически все персонажи на представленных снимках как на подбор дымят сигаретой. Известный литовский фотограф Арвидас Зигаускас, побывавший в эти дни в Киеве, отметил, что на выставке в Brucie Collections творчество Комте выглядит неадекватно. «По-видимому, у организаторов что-то не вполне сложилось с подбором работ. Экспозиция выглядит заурядной и однообразной, причем складывается впечатление, что ситуацию едва-едва спасают хоть и плохо узнаваемые, но все же знаковые личности, запечатленные на довольно посредственных снимках»,— считает господин Зигаускас.
В свою очередь собиратель документальной фотографии Семен Кущак был еще более резок: «За редчайшим исключением (например, выставка Виктора Марущенко) Brucie Collections постоянно выставляет откровенный гламурный фотоширпотреб. Но тут не на что сетовать. Их подход к фотографии давно известен. Это бизнес Вадима Яценко (владелец и основатель галереи), и хоть он пытается придать ему оттенок меценатства, но это чистая коммерция. Знаете ли, вчера на открытие приходил Игорь Гайдай. Но выставиться ему здесь, как и другим нашим звездам, не светит. Спросите, почему? А потому, что он тут не в формате: Brucie Collections ориентирована на вкусы и узнаваемость имен и образов, близких только западному потребителю».