Никола Пуссен стал первым художником, изобразившим церковные таинства в исторической манере
В рамках вечерних торгов аукционного дома Christie’s «Работы старых мастеров и искусство XIX века», которые пройдут 7 декабря 2010 г., впервые за 225 лет будет выставлен на продажу шедевр основателя французского классицизма художника Никола Пуссена «Рукоположение».
«Рукоположение» предложено на продажу после принятия непростого решения Советом попечителей замка Бельвуар, в экспозиции которого находится это полотно. Изначально все семь полотен, входящих в серию «Семь таинств», были приобретены четвертым герцогом Ратлендом в 1785 г., однако впоследствии «Покаяние» было утеряно во время пожара, а «Крещение» было передано в собрание Национальной галереи искусств Вашингтона в 1946 г. Средства, вырученные от продажи «Рукоположения», будут направлены на сохранение и реставрацию наследия замка Бельвуар. Все картины, входящие в серию, экспонировались в замке на протяжении многих лет, а последние семь лет они выставлялись в лондонской Национальной галерее. «Мы надеемся, что после успешной продажи «Рукоположения» оставшиеся четыре полотна снова будут выставлены в ее залах»,— сообщил представитель Совета попечителей.
«Для нас большая честь выставлять на торги это произведение Никола Пуссена, входящее в серию работ художника под названием «Семь таинств»,— заявил в свою очередь Ричард Найт, возглавляющий в Christie’s международный департамент «Работы старых мастеров и искусство XIX века».— На момент своего создания тематика картины не имела иконографических аналогов и поэтому была высоко оценена как представителями духовенства, так и монархами». По словам господина Найта, Пуссен является одним из величайших французских живописцев, оказавших влияние на развитие европейского искусства, начиная с XVII века, причем степень воздействия его творчества на других художников невозможно переоценить. «Как творивший до него Тициан, а также его современники Караваджо и Веласкес, Пуссен создал свой собственный неповторимый и глубоко оригинальный стиль живописи»,— отметил Ричард Найт.
Сегодня рынок работ старых мастеров продолжает демонстрировать стабильные результаты. В прошлом году аукционный дом Christie’s выставлял на торги произведения таких признанных мастеров, как Рафаэль, Рубенс и Рембрандт. «Появление на арт-рынке выдающихся творений таких известных художников вселяет воодушевление в коллекционеров со всего мира, побуждая их принимать участие в аукционах и охотиться за шедеврами, представляющими высокую историческую и художественную ценность,— считает Ричард Найт.— В отношении предстоящих торгов, которые пройдут в декабре в Лондоне, и где, в частности, будет выставлена работа Пуссена «Рукоположение», мы ожидаем высокий уровень интереса как со стороны частных коллекционеров, так и музеев».
Полотно «Рукоположение» было написано Никола Пуссеном (1594-1665) в 1630-х гг. в составе серии «Семь таинств», выполненной по заказу известнейшего римского коллекционера того времени Кассиано дель Поццо, который также был одним из первых покровителей художника. Замысел серии заключался в том, чтобы продемонстрировать жизнь первых христиан в эпоху цезарей, связав их с реалиями папского Рима. Пуссен стал первым художником, изобразившим церковные таинства в исторической манере, уделяя пристальное внимание деталям.
Благодаря растущей популярности этих картин Пуссен был приглашен кардиналом Ришелье во Францию на должность первого живописца при дворе Людовика XIII, а коллекцию семьи Кассиано дель Поццо вскоре стали рекомендовать к просмотру всем англичанам, путешествующим по Италии в рамках традиционной поездки по Европе для завершения образования. Когда сэр Роберт Уолпол попытался приобрести полотна серии «Семь таинств» для своего собрания, Папа Римский наложил личный запрет на их вывоз, что стало одним из первых прецедентов подобного рода в истории. Однако при посредничестве Джеймса Байерса картину все-таки удалось вывезти в Англию и продать Чарльзу Мэннерсу, четвертому герцогу Ратленду (1754–1787), для чего за сутки было написано еще семь копий, которые остались в Италии.
Герцог Ратленд, планируя создать коллекцию, которая могла бы соперничать с собранием сэра Уолпола, приобрел работы Пуссена по совету сэра Джошуа Рейнольдса, который мог видеть их во время своего путешествия по Италии. По прибытии в Лондон в 1876 г. «Семь таинств» вызвали настоящую сенсацию. Желание увидеть новое приобретение герцога выразил сам король Георг III, что и произошло во время закрытого показа в Королевской академии художеств в 1878 г.
Значение творчества Пуссена для истории живописи огромно. Он был первым французским живописцем, который воспринял традицию классического стиля Леонардо да Винчи и Рафаэля. Ясность, постоянство и упорядоченность изобразительных приемов Пуссена, идейная и моральная направленность его искусства позже сделало творчество живописца эталоном для Академии живописи и скульптуры Франции, которая занялась выработкой эстетических норм, формальных канонов и общеобязательных правил художественного творчества.