Бенефис Никиты Михалкова в столичном «Октябрьском дворце» из разговоров о культуре превратился в беседу по душам. Публика в зале собралась лояльная и своими вопросами падкого на громкие высказывания режиссера не провоцировала
В Киев Никита Сергеевич прилетел простуженный, и этим, возможно, объясняется его созидательный настрой. Режиссер воздерживался от неоднозначных политических высказываний, лояльно отвечал на порой некорректные вопросы зрителей и то и дело переводил беседу в философское общечеловеческое русло. Как и предполагалось, вечер начался с обсуждения последней спорной кинематографической работы режиссера «Утомленные солнцем 2. Предстояние», это была, пожалуй, самая неоднозначная тема беседы. За то, с каким жаром этот, несмотря ни на что, сильный и талантливый человек пытался донести до аудитории свое видение, было несколько неловко. Чем больше аргументов Никита Сергеевич приводил в качестве доказательства, что фильм зрители не поняли и не оценили, тем очевиднее становилось, насколько сильно его задела критика в интернете.
Комментируя критические отзывы зрителей и коллег, Никита Сергеевич пытался все списать на пассивность и нежелание думать. «Предстояние» оказалось совершенно непонятой и ошельмованной работой, а все потому, что зритель в зале не хочет работать,— утверждает режиссер. — В ней много зашифровано, и оценивать ее отдельно от «Цидатели» никак нельзя, это комплексное художественное произведение. Если в «Предстоянии» я говорю о метафизике разрушения, о нации, поглощенной страхом и унижением, то в «Цитадели» уже идет речь о метафизике созидания, о том, как нация, опустившись на самое дно, поднимается с колен».
Наличие в картине фактологических неточностей (таких как несоответствие дат появления штрафбатов, невозможность показать задницу из летящего бомбардировщика и т.п.) Никита Сергеевич аргументирует тем, что фильм — это все-таки художественное произведение, и некоторые нереалистичные вещи нужно воспринимать как метафору. Стоит отметить, что на «Цитадель» господин Михалков возлагает большие надежды и надеется, что после ее выхода зритель переоценит и «Предстояние». Чтобы не быть голословным, рассуждая о философии «Цитадели», режиссер продемонстрировал публике сорокаминутный отрывок из фильма.
Однако вечер стал намного увлекательнее, когда речь зашла о нынешних реалиях. Публика, да и сам Михалков поднимали такие темы, что на их фоне история «с его мигалками» показалась пеной у рта злостных злопыхателей. Так, например, Никита Сергеевич совершенно обоснованно отметил, что демократия в нашем случае пришла на совершенно не подготовленную почву. «Революция Ельцина должна была бы опираться на эволюцию снизу, но этого не произошло,— комментировал режиссер. — Случилось полное вымывание национального менталитета, и если раньше были вещи, над которыми стебаться и издеваться никто не смел, то сейчас же у нас можно измываться абсолютно надо всем». Продолжая тему, режиссер сказал, что чем больше мы хотим быть похожими на западных соседей, тем меньше вызываем у них интереса и уважения. «Мы надеваем дорогие костюмы на не очень свежее нижнее белье, а вместо душа используем дорогой одеколон».
На вопрос одного из зрителей, кто послал России Медведева и Путина, а нам Тимошенко и Януковича, Никита Сергеевич предсказуемо ответил: «Януковича вам послал Бог, ведь вся власть от Бога. Что заслужили — то и послал». Свое отношение к Владимиру Путину Михалков прокомментировал сдержанно: «Никогда в СМИ не гнобят того, кто вообще ничего не стоит и ничего не делает». Не менее интересным было высказывание господина Михалкова о возрастающих антикавказских и антимусульманских настроениях. «В отношениях с Кавказом нужно проявлять в равной степени силу и уважение. Это другая цивилизация, и с нашими мерками к ней подходить нельзя, а завалить исламский мир бомбами — не выход. Мы сами себе устраиваем геноцид: нужно не мечети взрывать, а храмы свои строить».
Досталось в этот вечер от Никиты Сергеевича и современному телевидению. Поддерживая мнение одного из зрителей, режиссер прокомментировал: «Да, дело действительно дрянь». Вспомнил он и о скандальном эпизоде с Еленой Малышевой в утреннем эфире о пользе обрезания, и о празднике в Юрмале, когда горело полстраны, а никто даже не удосужился хотя бы словами поддержать народ. «Мы действительно прохохочем всю страну». Резко и критично Михалков отозвался об артхаусном кино. «Это бедное, бессмысленное, нищее кино. Люди, которые его делают, никого не любят, а яйцеголовые критики восхваляют то, что нормальные люди отказываются смотреть,— отметил режиссер. — Это дерьмо и навоз. Нынешний артхаус не идет ни в какое сравнение с тем великим искусством, которое создавали Кира Муратова, Андрей Тарковский, Отар Иоселиани».
Завершился вечер вопросом, хотел ли бы господин Михалков стать президентом? «Я не хочу быть президентом России в силу того, что я могу быть более полезным в том, что я делаю сейчас. Я даже не хочу принимать никакого поста. Сейчас я могу сказать на любом уровне, что я думаю, любому человеку. И это величайшая свобода. Пока есть люди, которые меня бьют (дай им Бог здоровья), значит я иду правильным путем».
Несмотря на то что многие зрители пришли на встречу с режиссером с несколько предвзятым, а порой и скептическим настроем, Никите Михалкову все же удалось провести разговор в конструктивном русле. Аудитория, выражаясь словами самого Михалкова, не ленилась «работать в зале», и по завершению вечера эта «работа», судя по отзывам многих зрителей, продолжилась.