Маска модельера

21 марта 2012, 8:10
no image

Сегодня в ЦСИ «М17» открывается выставка живописи всемирно известного дизайнера и художника Кензо Такада, которая продлится до 25 марта. На выставке будет представлено 16 картин и 19 акварелей, объединенных в серию под названием Nô

Оставив в 1999 г. свое детище — модный дом Kenzо, дизайнер увлекся не менее приятными вещами: основал новую компанию Gokan Kobo, специализирующуюся на создании мебели и аксессуаров для дома, и взялся за кисть.

В 70-х гг. ХХ в. знаменитый «парижский японец» Кензо прививал европейцам любовь к Японии посредством неожиданных дизайнерских решений, сегодня Кензо-художник отсылает к традициям Востока, вовлекая зрителей в эстетику старейшего японского театра Но. Но — элитарный театр для высших слоев японского общества, существующий с XIV в., его неотъемлемыми атрибутами являются маски, которые призваны передавать эмоции, и уникальные кимоно, тканые золотом, вышитые шелком, хранящиеся по несколько сотен лет.

«Когда я смотрю на кимоно, то по нему читаю всю нашу историю»,— говорит Кензо Такада. Его первая коллекция, показанная в Париже, также состояла по большей части из кимоно. В серии работ Nô Кензо вновь возвращается к любимым образам. В своих живописных полотнах Кензо Такада выступает как утонченный мастер, рассказывающий о Японии, но языком, понятным европейцам. При этом, комментируя свое творчество, будь то очередная линия одежды или художественные работы, он всегда избегает слова «фольклор». Чаще от него можно услышать слово «экзотика». И о себе, и о своем творчестве он говорит: «Экзотика — это я сам».

Живопись открывает нам нового Кензо, объясняющегося языком символов и масок, настраивающего на созерцание и размышление. Верность традиционному искусству Востока с его любовью к символам соединяется в полотнах с открытым цветом, характерным скорее для европейских художников. На некоторых полотнах изображен сам автор, облаченный в японские кимоно. «Однажды я смотрел книгу о театре Но,— рассказывает он,— и подумал: а почему бы мне не попробовать изобразить этих героев? Ведь здесь столько интересных образов! Стал искать натуру среди знакомых, но, к сожалению, не смог никого найти. Я измучился этим поиском! А однажды посмотрел в зеркало и сказал себе — не нужно никого просить об одолжении. Я нарисую себя».

Но — театр масок, каждая изображает определенную эмоцию, их около 200, некоторые используются довольно редко. «Сначала я нарисовал себя с маской в руках, затем — себя в нарядном кимоно и в парике с наполовину прикрытым маской лицом, и, наконец, с лицом, полностью закрытым маской,— рассказывает художник.— На одной картине я изображаю себя принцессой, которая является одновременно и дьяволом (поскольку держит в руке маску дьявола), есть старец с седыми волосами, а также мой портрет в облике китайской принцессы в головном уборе, указывающем на ее принадлежность к высшему обществу».

Кензо Такада — личность творческая и многогранная, не случайно он является кавалером ордена Искусств и литератур во Франции. Кензо Такада был награжден в Америке премией мира — Time for Peace Award. Такой высокой награды он был удостоен «За космополитическую карьеру и стиль, впитавший в себя отголоски самых различных культур и традиций». Впервые подобная награда была вручена модельеру!

На вопрос, что вас больше всего волнует в живописи, господин Кензо ответил: «Всякий раз разное: иногда колористика, иногда — форма. Когда я приехал в Париж и стал ходить по музеям, то открыл для себя Анри Руссо. Я раньше совсем не знал этого художника. Вообще не знал наивного искусства, и когда вошел в Лувр и увидел картины Руссо, это стало для меня потрясением. На меня он оказал очень большое влияние. Потом во Флоренции я влюбился в Боттичелли. Несколько дней назад в Париже заходил в музей Помпиду и смотрел залы Матисса — это безразмерно, невероятно…»

____________________________

Кензо Такада родился в 1939 г. в Киото (Япония). Основатель Дома моды Kenzo (1976) в Париже.
Открытиями Kenzo являются орнамент из мелких цветов, одновременное использование клетки и полоски, смелые сочетания цветов.
Кутюрье, довольно скоро ставший невероятно модным, внес во французскую моду идеи деконструктивизма.
Изобретением модного дома стал длинный широкий пиджак, а также сочетание короткого пиджака с короткими и широкими брюками. Кензо ввел в моду шорты до колен, платья-свитеры, огромные береты и рукава-кимоно. В 1999 г.
Такада покинул Kenzo, сейчас ведущим дизайнером модного дома является Антонио Маррас.

Все статьи