Помимо себя красивой, художницу заинтересовали глобальные проблемы
Творчество художницы Маши Шубиной в первую очередь ассоциируется с красивыми автопортретами. Посетителям же галереи Ludmila Bereznitska & Partner Gallery до 10 июня представилась возможность узнать, как госпожа Шубина пытается в свои работы вдохнуть социальную тематику,— и все это в проекте «Поверхностная реальность».
Проект «Поверхностная реальность» никак не противоречит кредо художницы — работать самой и над собой. В первом зале галереи представлен ряд живописных автопортретов, написанных в Индии. «Благодаря индийскому материалу поверхность простого полотна с печатью производителя отпечаталась на моем лице,— комментирует художница.— Таким образом, моя небольшая работа четырех месяцев наложилась на многовековую традицию текстильной мануфактуры Индии, где само полотно является конгломератом всех плащаниц, всех народов и всех религий в интерзоне».
На самом же деле, печать производителя никоим образом не испортила лица Маши. Лейблы наложены на вафельный рожок мороженого («Ванильное»), которым с упоением наслаждается художница, или же на сигару («Ромео»), вокруг которой смыкаются накрашенные губы, или, например, лейблы в виде повязки для глаз. Эти детали заставляют зрителей внимательнее присматриваться к работе и уделять ей больше времени. Картины скорее напоминают своеобразный дневник художницы в стиле «как я отдохнула в Индии» и никоим образом не лишают поклонников художницы желания их приобрести. «Мы уже продали шесть картин с портретами Маши Шубиной. Их цена — $6 тыс. Маша очень красивая, а красивое всегда привлекает. Часто Машины картины покупают коллекционеры, которые чувствуют, что это перспективный художник — для инвестирования денег»,— отметила владелица галереи Людмила Березницкая.
Во втором зале галереи красивое заканчивается. Здесь разместилась в общем-то основная часть проекта, в которой, по словам автора, выражается собственный взгляд на варварство цивилизации в отношении к древней культуре, призывающий людей к социальной ответственности и борьбе за чистоту окружающей среды. Машины наблюдения самой себя трансформируются в наблюдение того, что происходит вокруг. Отсюда и появилась картина «Усилитель вкуса» (многообещающий бульонный кубик — суррогат, который придаст натуральный вкус чему угодно), или взять хотя бы три работы на альбомных листах — обертки того, что выбрасывают на берег волны океана. В общем, вся та прелесть, которая появилась в Индии благодаря глобализации и которая укоренилась там, ничуть не меньше, чем традиционные артефакты местной культуры. И как продолжение — видеоинсталляция «Лучшее — королевское». На картонных ящиках три перевернутых телевизора, которые демонстрируют видео: художница самозабвенно вытирает мыльной губкой цветастую клеенку, под которой нарисованы грязные тарелки и т.п. Видимо, своеобразная метафора: попытка хотя бы таким образом отчистить все наносное, ненатуральное, искусственное.
Еще одна инсталляция «Поверхностная реальность» — картонные коробки, покрытые пестрыми клеенками, на которых изображены атрибуты из быта отдыхающих, о которых не принято распространяться на светской тусовке. Здесь и немытая посуда, и остатки рыбы в газете, и грязный бокал после коктейля, и пудреница Chanel, и свеча, вставленная в бутылку из-под пива, и т.п. Дополняет эту картину еще один художественный суррогат. Инсталляция Birkin — повешенные на прищепки яркие полосатые пластиковые сумки под известную марку Birkin, которые по факту больше напоминают те клетчатые баулы, которыми славятся наши бабушки. Возможно, такие сумки-birkin теперь в Индии предлагают вместо традиционных — холщовых. Однако стоит отметить, что посетители выставки не особо пытались проникнуться социальным замыслом автора и не утруждали себя поиском смысла. Пока сотрудница галереи пыталась одному из гостей пояснить представленное, он настойчиво протягивал мобильный телефон, упрашивая ее сфотографировать его на фоне прикольных арт-объектов.