Предпоследний месяц лета охарактеризовался рядом неожиданных результатов на распродажах ведущих мировых аукционов
Наибольший сюрприз преподнесла литография Эдварда Мунка «Мадонна», купленная неким американцем. За нее на Bonhams выручили 1,252 млн. фунтов стерлингов, тогда как эстимейт составлял 500 тыс. фунтов.
Хранившееся в течение более сорока лет в собрании британского художника-абстракциониста Фрэнка Оурей Вильсона, умершего в 2009 г., это произведение Мунка стало самым дорогим среди гравюр, которые когда-либо продавались в Великобритании, и вторым по стоимости в мире за всю историю торгов. Еще одна подобная работа Мунка — Vampire II — была продана в 2007 г. норвежским аукционным домом Grev Wedels Plass в Осло за рекордную сумму в 1,256 млн. фунтов стерлингов.
Известно, что моделью для образа Мадонны послужила любовница Мунка по имени Дагни Джуэл. Эта роковая женщина, имевшая множество эротических связей, закончила свою жизнь в возрасте 33 лет, будучи застреленной ревнивым поклонником в номере тбилисской гостиницы. Таким образом, в том, что Мадонна у Мунка далека от канонического образа Святой Девы, нет ничего удивительного. Наоборот, сладострастное выражение на ее хищном лице навевает настроения, не имеющие ничего общего с религиозным смирением и покаянием. Гибкая и чувственная линия силуэта, напоминающая образ Венеры итальянского живописца эпохи Возрождения Сандро Боттичелли, контрастирует с нервным, несколько вульгарным лицом, в котором читается похоть и подавленное раздражение. От привычного канонического образа Богородицы остался разве что только нимб вокруг головы, а литография, в отличие от одноименной картины, написанной маслом, имеет оформление в виде некой рамы с изображениями сперматозоидов и маленькой фигуркой наподобие эмбриона в левом нижнем углу.
Организаторы аукциона предварительно оценили «Мадонну» в неоправданно низкую сумму, что дало им повод реабилитироваться посредством заявления Роберта Кеннана, возглавляющего отдел гравюр Bonhams. «Для нас было большой честью выставить на торги такое великолепное изображение,— заявил он.— Оно вполне заслужило достижения такой фантастической цены». Действительно, в мире сохранилось лишь несколько оттисков с оригинальной гравюры Эдварда Мунка, собственноручно раскрашенной художником; на открытом рынке они практически не появляются и хранятся в частных коллекциях.
Последние продажи по пиковым ценам других предметов, в частности, коллекционных вин и предметов интерьера, позволили говорить об окончательном преодолении кризисных настроений среди богатых покупателей. Наряду с частным коллекционером из США, увезшим «Мадонну» Мунка за океан, один из российских богачей выложил на Christie’s $65 тыс. за дамскую сумочку Hermes Birkin из крокодильей кожи. «Все наши успехи тесно связаны с умением находить роскошные вещи, способные удовлетворять самые взыскательные вкусы,— считает Патрисия Фрост, директор подразделения Christie’s, ведающего предметами костюма и текстильными изделиями.— Например, если мы предлагаем Kelly, вещь, принадлежавшую Грейс Келли, то это должно быть нечто».
Рекорд среди изделий из серебра был установлен на Sotheby’s, когда коллекционер из одной азиатской страны заплатил 2,5 млн. фунтов стерлингов за серебряную чашу для вина XVIII в., сделанную по заказу барона Томаса Вентворта. «В течение последних шести месяцев мы наблюдаем рост продаж на торгах, проводимых в Лондоне и Нью-Йорке, среди наших клиентов из Китая,— заявила по этому поводу Синтия Харрис, директор отдела серебряных изделий Sotheby’s.— Их преимущественно интересует высококачественное английское серебро с отличным провенансом».
Азиатские покупатели также доминировали на аукционе вин Christie’s и Sotheby’s. Топ-лот Christie’s, набор из шести винтажных бутылок с вином Romanee-Conti урожая 1971 г., ушел более чем за 71 тыс. фунтов стерлингов, а на Sotheby’s набор из 12 бутылок Chateau Lafite-Rothschild’82 приобрели за 39 тыс. фунтов стерлингов. «Около 50% лотов проданы нашим клиентам из Азии, причем большинство топ-лотов также оправились на Восток»,— отметил Крис Мунро, директор отдела вин Christie’s в Лондоне. По оценке экспертов, бум потребительского спроса среди представителей Азии стал на Sotheby’s и Christie’s нормой, засвидетельствовав их особенный интерес к распродажам элитных вин.