Будущее на Гогольfestе превратилось в настоящее

8 сентября 2010, 0:07
no image

Четвертый международный фестиваль современного искусства Гогольfest в самом разгаре

В первые дни форума посетители смогли ознакомиться с визуальной программой фестиваля, а также посетить некоторые концерты и театральные постановки. Наиболее впечатляющими оказались совместное выступление финского аккордеониста Киммо Похьонена и этнохаус группы «Даха Браха», а также постановка Tip of the tongue швейцарского экспериментального театра Plasma.

Совместное выступление проекта Kimmo Pohjonen Kluster и группы «Даха Браха» превратилось в настоящий подарок даже для самых искушенных меломанов. Сперва на сцену вышли аккордеонист Киммо Похьонен и перкуссионист Юусо Хануккайнен. Финские музыканты потрясли киевскую публику. Их выступление было похоже на настоящее драматическое представление. Звучание электроаккордеона, дополненное множеством эффектов и обогащенное невероятными звуками, воспроизводящимися с помощью перкуссионного сэмплерного pad-контроллера, потусторонние звуки, создаваемые Киммо с помощью своего голоса, полностью разрушили привычные шаблоны, связанные с таким, казалось бы, непопулярным инструментом. Аккордеон в руках музыканта превратился в целый оркестр родом из будущего. Гремучая смесь виртуозной игры на аккордеоне, новых тенденций в электронной музыке и возможностей техники, подкрепленная аудиовизуальными эффектами, не оставила шансов даже самым предвзятым слушателям.

Но сольное выступление Kimmo Pohjonen Kluster на самом деле оказалось лишь введением или подготовкой к еще более завораживающему действу. Когда на сцену вышли музыканты группы «Даха Браха», публика, затаив дыхание, ожидала, как же будут звучать эти два проекта. Музыканты мгновенно почувствовали друг друга — неизвестно, были ли у них совместные репетиции или нет, но более совершенное и органичное звучание было трудно себе представить. Зрители внимали каждому звуку, доносящемуся со сцены, даже привычных для концертов «Даха Браха» танцев практически не было — концерт больше напоминал некое мистическое шаманское действо.

Для неизбалованной экспериментальными постановками современных театров украинской публики спектакль Tip of the tongue швейцарского театра Plasma стал своего рода неким испытанием на смекалку. Plasma — группа, собравшаяся вокруг режиссера и автора Лукаса Бангертера, — исследует границы между театром, музыкой и изобразительным искусством, создавая таким образом неповторимые спектакли с использованием минимума средств. Пять светящихся трибун на сцене, четверо мужчин в костюмах, которые передвигаются от одной трибуны к другой, поднимают и ставят стаканы с водой, перекидывают пиджаки, трогают правой рукой левую мочку уха под электронное музыкальное сопровождение, и зритель, который теряется в догадках: «Что же происходит?». Но как только «серое вещество» достигает предела напряжения — выезжает машинка с надписью «Расслабьтесь. Здесь нечего понимать». И начинается нечто, отчего мозг действительно плавится.

Персонажи, перебивая друг друга, рассказывают об экспериментах и исследованиях человеческого мозга, термины сыплются один за другим, так что практически невозможно уследить, о чем идет речь. Догадки не успевают сменять друг друга, появляются новые, полностью противоречащие предыдущим. Потом действующие лица начинают наглядно демонстрировать суть озвученных экспериментов, и публика, по мере развития спектакля, с трудом осознает происходящее.

Как выясняется, в спектакле Tip of the tongue группа Plasma пытается продемонстрировать, как выглядят попытки человека с помощью мозга осознать его работу. Сценическое пространство оказывается по факту тем, что находится в черепной коробке, а люди — наглядной демонстрацией процессов, происходящих в мозге.

Используя в качестве отправной точки манифест известных нейробиологов 2004 г. о будущих возможностях в исследовании головного мозга, Plasma пытается описать принцип его работы с помощью самого мозга. Но вместо внятного описания получается полнейший бред. Каждый из персонажей воспринимает манифест сквозь призму своих личных проблем и мировосприятия, а научное исследование превращается в полнейший абсурд.

Трагикомическая попытка описать словами неописуемое — главная тема спектакля.Tip of the tongue (на кончике языка) — хорошо известное всем состояние, когда никак не можешь вспомнить нужное слово. Так вот, попытка осознать принцип работы мозга, по сути, то же самое состояние Tip of the tongue. И сколько бы нейробиологи не декларировали важных открытий, найти ответ на вопрос «Что на самом деле является человеческим «Я»? и «Где это «Я» находится?», так никому до сих пор и не удалось, как не удалось и зрителям спектакля окончательно определиться с тем, о чем он на самом деле был.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи