Анна Каренина, о которой молчали в школе

13 февраля 2012, 8:09
no image

На сцене Национального театра оперы и балета им. Тараса Шевченко 20 и 21 февраля украинские поклонники высокого искусства впервые смогут посмотреть балет «Анна Каренина» в постановке хореографа Бориса Эйфмана, который предлагает зрителям посмотреть на Анну Каренину с той стороны, о которой не принято говорить на школьных уроках литературы

Премьера постановки «Анна Каренина» состоялась в марте 2005 г., и с того момента спектакль стал настоящим бестселлером труппы господина Эйфмана. Не изменяя своему трепетному отношению к классике, Борис Яковлевич поставил такой спектакль, в котором многие зрители с трудом узнают литературный первоисточник. Переведя литературный текст в пластику тела, господин Эйфман не стремится просто «визуализировать» или «отыграть» сюжет. По словам хореографа, его «Анна Каренина» — спектакль по мотивам романа, в котором художник говорит о своем видении драмы главной героини. Не стоит проводить прямые параллели с текстом Льва Толстого, с таким же успехом этот балет мог бы быть танцевальной реализацией вчерашней заметки любой газеты. Ведь здесь во главу угла поставлена проблема и драма женщины, которая не устояла против соблазнов плотских удовольствий и вожделения к мужчине, пожертвовав своей ролью матери и ужаснувшись такой личной трансформации. «Я сделал свой психоанализ этой истории и попытался в нем найти то, что может волновать современного зрителя. Поэтому нельзя говорить, что это переложение романа»,— рассказывает Борис Яковлевич.

Свое внимание художник акцентирует прежде всего на самых важных животрепещущих темах, отказываясь от эпического размаха и нагромождения персонажей. Убрав все второстепенные линии романа Льва Толстого, хореограф сосредоточился на любовном треугольнике Анна-Каренин-Вронский. Все события происходят внутри главных героев, режиссер на глазах у зрителей препарирует их душевные переживания, выводит на передовую их психологические проблемы, буквально выворачивая наизнанку, и создает образцы сценического психоанализа. «Балет — это особая область реализации психологических драм, возможность проникнуть в подсознание,— комментирует Борис Эйфман.— Каждый новый спектакль — поиск неведомого. Роман «Анна Каренина» всегда интересовал меня. Когда читаешь Толстого, чувствуешь невероятное понимание автором психологического мира его героев, удивительную чуткость и точность отражения жизни России. Здесь есть не только погружение в психологический мир героини, но и настоящее психоэротическое осмысление ее личности».

По мнению Эйфмана, именно страсть, «основной инстинкт», породила преступление против общественных норм, уничтожила материнскую любовь и прервала связь Анны Карениной с душой. «Страсть Анны к Вронскому разрушила привычное. Искренность чувств влюбленных отвергалась, пугала откровенностью. Она предпочла всепоглощающее чувство к любимому мужчине долгу матери перед сыном. Присутствовало ощущение трагической несвободы женщины от чувственных отношений с мужчиной. Эта зависимость, как и любая другая — болезнь и страдание. Для меня Анна была оборотнем, потому что в ней жили два человека»,— продолжает тему режиссер.

Те, кому посчастливилось посмотреть балет, отмечают, что он полон внутренней психологической энергии и удивительно точен по своему эмоциональному воздействию. Не только исполнительница роли Анны Карениной так танцует свою страсть, что остаться равнодушным невозможно. Совсем в ином образе здесь предстает и Каренин, чьи переживания едва ли не выходят на первый план. «Мне всегда было важно, что выражает движение,— просто бессознательный поток танца казался проявлением физической, а не духовной деятельности человека, Хореография — это особый вид искусства, способный материализовать эмоциональную жизнь духа»,— рассуждает Борис Яковлевич и тут же наглядно демонстрирует материализацию в своем спектакле.

Несмотря на то, что число действующих персонажей минимально, зритель этого не ощущает. Участникам кордебалета удается моментально не просто облачиться в новые костюмы, но и полностью перевоплощаться в других персонажей. Каждый из них, сохраняя конкретную сюжетную функцию, в то же время заключает в себе некий образ-символ или аллегорию. Помимо чисто хореографических моментов (некоторые па и акробатические поддержки настолько сложны, будто исполняются не танцорами балета, а артистами цирка), способствует эмоциональному накалу и музыка (Петра Чайковского), а также световая партитура, которая становится еще одним участником действа. Спектакль «Анна Каренина» является едва ли не самой дорогостоящей постановкой Бориса Эйфмана. Над световой драматургией работал Глеб Фильштинский, элегантные костюмы создавались по эскизам Вячеслава Окунева, а уникальные декорации — работа Зиновия Марголина.

Все статьи