Оплеуха от Ройтбурда

no image

В Музее русского искусства открылась ретроспективная выставка «патриарха южнорусской трансавангардной волны» Александра Ройтбурда

В Музее русского искусства открылась ретроспективная выставка «патриарха южнорусской трансавангардной волны» и признанного лидера украинского contemporary art, художника Александра Ройтбурда «2х3. Музейный формат»

Поддаться рефлексии, созерцая полотна живого классика, можно до 10 февраля.

Выставки Александра Ройтбурда входят в программу обязательного must see любого человека, хоть сколько-нибудь интересующегося современными культурными процессами. И проект «2х3. Музейный формат», хоть и не включает в себя не экспонируемые ранее работы, не является исключением, скорее даже наоборот. В залах музея разместилось 12 полотен, написанных художником в разные периоды творчества, начиная с конца 80-х («Гимн демонам и героям», «Томление Иакова и Рахили», 1989 г.) и заканчивая самыми новыми картинами, созданными автором на протяжении прошлого года («Анжелюс», Good Bye, Caravaggio, 2008 г.). Концептуальной же основой данного проекта послужила не столько непосредственная идея глубинного экскурса в историю, сколько непосредственно сам формат картин.

«Идея «Музейного проекта» возникла благодаря куратору галереи «Коллекция» Олегу Байшеву, с которым мы вместе обсуждали контуры моей будущей выставки в Музее русского искусства. Тогда он предложил мне показать только большеформатные работы»,— прокомментировал автор. Несмотря на то, что работы классика самодостаточны, зацикливаться исключительно на размере показалось Александру Ройтбурду несколько скучноватым: «В качестве сопровождения к каждой картине мне захотелось добавить литературную рефлексию. Я обратился к своим друзьям (в основном не искусствоведам) с просьбой написать к конкретным картинам тексты. Все они очень разные люди, поэтому и тексты точно так же отличаются по своей стилистике, размеру, жанрам и т.д. Эта эклектичная полифония рождает напряженный диалог между визиями и рефлексиями». В итоге все выставленные в рамках проекта работы сопровождают текстовые рефлексии, извлеченные из глубин своего сознательного и подсознательного Александром Соловьевым, Богданом Жолдаком, Антоном Соломухой, Иреной Карпой, Дмитрием Корчинским, Юрком Издрыком, Борисом Херсонским и другими культурными деятелями, приближенными как духовно, так и материально к телу классика. У рядового же посетителя музея появляется возможность не только ознакомиться с многообразием творчества Ройтбурда, но и провести сравнительный анализ на предмет того, какие тараканы оживают в сознании людей, созерцающих его работы.

В Музее русского искусства художник представлен поэтапно: разные периоды творчества, разные настроения, разный, но при этом верный себе и легко узнаваемый Ройтбурд, объединенный форматом полотна. Видеть его в таком масштабе — искреннее удовольствие. В своих последних работах Александр Ройтбурд не отказывается от присущей ему иронии. Особенно характерна в этом смысле своеобразная оплеуха Good Bye, Caravaggio. Фрагменты картины (поцелуй Иуды) всем знакомы по украденному оригиналу «Взятие Христа под стражу» Микеланджело да Караваджо, поглощены цветовым круговоротом, который, при особо внимательном изучении, может раскрыть столь позорную кражу века.

«2х3. Музейный формат» — возможность еще раз насладиться пластичностью форм, богатством и глубиной цветовых оттенков и тональной точностью, живописной фактурой, окунуться в мир архаичных мифов и символов, библейской метафизики и торжествующей эротики. Его достаточно личностное искусство в какой-то момент становится не менее личностной частью каждого зрителя, оно не может оставить равнодушным.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Видео
Все статьи