В архитектуре тоталитарных государств итальянский художник видит политическую риторику
В столичной галерее «Цех» до 20 марта 2010 г. продлится экспозиция под названием «Змеиный. Украинский дневник» итальянского художника, фотографа и профессора истории современного искусства Микеле Дантини. Вопреки предположениям, автор проекта полностью абстрагируется от геополитической славы острова и раскрывает перед посетителями массу философских, культурных и социальных контекстов, а также предлагает посмотреть на привычные нам вещи глазами европейца.
«Проект «Змеиный. Украинский дневник» начался с моей беседы с Микеле о том, что Кейптаун для европейцев находится буквально где-то за углом, а про Украину, хотя она территориально является частью Европы, никто ничего не знает, за исключением политических новостей. Существует огромная информационная и культурная пустота,— комментирует «i» основательница Fedorova Cultural Foundation и куратор проекта Диана Федорова.— Не происходит практически никаких масштабных выставок ни украинских художников в Европе, ни европейских авторов в Украине. На тот момент о-в Змеиный оказался самым популярным украинским островом, который мы нашли в поисковой системе, этим и объясняется наш выбор». Еще одной задачей проекта, по словам госпожи Федоровой, было желание показать украинским художникам то, как их страну видит европеец, и таким образом дать возможность посмотреть несколько иначе на то, что их окружает, дать возможность выйти за рамки привычных эмоций и увидеть нечто приятное и позитивное, а не один негатив.
В своем проекте, как отмечает господин Дантини в сопровождающем выставку каталоге, я пытаюсь сопоставить две противоположные территории и модели развития: город, особенно его периферию, и природу. Это четкое разделение сразу ощутимо и в самой экспозиции. С одной стороны расположены работы, посвященные о-ву Змеиный. Небольшой каменный остров, который поддерживают базальтовые колонны, ничем особенно не привлекательный, но, тем не менее, с историей, которая больше, чем он сам.
Помимо политического, до сих пор остается спорным и его геологический статус. Вот эта двойственность, по словам Дантини, и заинтересовала его. Тема островов для художника всегда была в центре внимания, но что касается о-ва Змеиный, помимо философских контекстов, здесь наслаивается множество социально-политических, геологических и прочих моментов, которые все вместе дают массу вариантов для трактовок и восприятия.
«Вместо территории геополитического спора Украины с Румынией творец увидел в о-ве Змеиный эстетический парадокс,— отмечает госпожа Федорова.— Образы о-ва Змеиный, увиденного территорией естественно свободной природы, которую пытаются привязать к месту и стране, а также «павильона птиц» в Ботаническом саду Киева, где пернатые и растения, вольные существа, вынуждены обитать в фальсифицированных условиях по прихоти человека, перекликаются с осознанием личности в сегодняшнем мире».
Правда, без ознакомления с концептуальной и идеологической основой проекта неподготовленному зрителю весьма сложно уловить и прочесть все многочисленные нюансы в представленных работах. 36 моделей острова (нанесенных на бумагу фотографическим лаком), три фотографии, бумажная инсталляция и три текстовые работы, выполненные на копировальной бумаге (с цитатами из дневника Роберта Смитсона «Зеркальное путешествие в Юкатан»), в комплекте с комментариями самого Микеле Дантини, кураторов выставки и Константина Дорошенка провоцируют активного зрителя, в первую очередь, на инициативное восприятие.
Вторая часть проекта посвящена не менее важным темам в творчестве Дантини — архитектуре и взаимодействию человека с окружающим его пространством. В рамках проекта представлено несколько цветных масштабных фотографий, сделанных Микеле во время визитов в Киев, Одессу и Харьков. «Мой интерес к архитектуре проявляется там, где общественные здания, площади и жилые дома формируют стиль бытия жителей конкретной местности,— комментирует Дантини.— Архитектура, особенно архитектура тоталитарных режимов,— это политическая риторика, так называемая речь. Я наблюдаю, как люди живут и взаимодействуют с архитектурным пространством, глубоко изменяя, иногда совершенствуя его, а иногда и нарушая его целостность откровенно жесткими способами». Этим и объясняется появление в проекте на первый взгляд ничем не примечательных фотографий: вазон на радиаторе в подъезде или же палисадник под балконом многоэтажки в спальном районе, и как контраст — фотография пафосного и безжизненного каменного вокзала в Одессе и т.п.
«Эти фотографии демонстрируют понимание европейским художником украинцев. Микеле Дантини показал, какую заботу, порой, возможно, и неосознанно, мы проявляем к тому месту, в котором живем,— отмечает куратор выставки Диана Федорова.— В Европе тоже много таких высоток, но там живут люди неимущие, без образования, мигранты, которые не будут заботиться о кусочке земли. У нас же в многоэтажках живет интеллигенция, для которой культура и красота всегда имеет значение».
После Киева «Змеиный. Украинский дневник» будет также показан в Италии, Швейцарии и Германии.