Работники культуры подвели итоги года
Завершающийся кризисный год прошел для украинских деятелей искусства с переменным успехом. Например, картина художника Александра Ройтбурда «Прощай, Караваджо!» была продана на аукционе Phillips de Pury & Company за $97 тыс., вдвое превысив свой эстимейт. Дизайнер одежды Ольга Громова заключила контракт с известным американским шоу-румом. А фильм Киры Муратовой «Мелодия для шарманки», спродюсированный Олегом Коханом, получил премии нескольких кинофестивалей.
Олег Кохан, генеральный продюсер кинокомпании SOTA Cinema Group:
— В Норвегии с населением в 5 млн. государство на кинематограф выделяет EUR35 млн., т.е. EUR7 на одного человека. У нас государство на 46 млн. человек выделило EUR525 тыс. Что составляет EUR0,01 на человека. Т.е в 700 раз меньше. По нашему законодательству, на культуру должно выделяться 7% от доходов годового бюджета. Все эти годы на всю культуру выделялось от 0,4% до 0,8%. Я как налогоплательщик с этим не согласен. Если бы государство понимало, насколько важен для любых — деловых или политических — отношений позитивный образ Украины, сформированный на культурном уровне, на сознании и ментальности, то оно бы выделило деньги на создание, продвижение и прокат отечественного кино. Не меньше, чем это делают европейские страны.
Предугадать успех фильма практически невозможно, и на старте проекта точно никто ничего не знает. Здесь есть разные стратегии. Можно найти свою нишу в жанровом спектре, в которой мы можем по постановочному уровню соответствовать. Даже французским экшенам — например, «Такси» — не так легко конкурировать с англоязычной продукцией Голливуда. Но они нашли выход: «Астерикс» — смесь фэнтези, комедии и мифологии. И успешно реализовывают эту стратегию. Есть другие жанровые сегменты, где можно достичь успеха без спецэффектов и огромных бюджетов. Фильм Гелы Баблуани «13» снят вообще практически в одном помещении. Но он нашел такую историю и сделал ее настолько сильно с драматургической точки зрения, что переживаешь от начала до самого конца. И результат не заставил себя долго ждать — Голливуд купил права и производит римейк этого фильма. Я уже не говорю о хоррорах и мистике, где часто не требуются масштабные постановки и именитые звезды.
Но в каком бы вы кинематографе ни работали: в коммерческом или фестивальном, фильмы требуют более глубокого подхода к жанру и форме. Не нужно копировать то, что уже есть. Надо создавать оригинальные, глубокие, емкие истории с достоверной мотивацией героев. Вспомните, какой резонанс вызвали фильмы «Матрица» и «День сурка», или вот «9 район». В жанровую форму в этих фильмах интегрированы серьезные социальные смыслы: от темы эмиграции до продажности СМИ и политики. Поэтому надо работать как над формой, так и над содержанием.
Ирина Данилевская, соучредитель и глава оргкомитета Украинской недели моды:
— Талантливые украинские дизайнеры это не только деньги в казну — это престиж страны! Рядом с фамилией дизайнера написано «made in Ukraine». Как минимум нужно начать с запрета ввоза секонд-хэнда — тогда украинские фабрики получат возможность продавать свою массовку, пополнят оборотные средства, продолжат модернизацию оборудования и в результате будут готовы работать и с сегментом рынка «селектив». Кроме того, государство должно хотя бы частично компенсировать затраты по участию украинских торговых марок в выставках и показах за рубежом, по их рекламе за границей. Это можно делать за счет возврата части уплаченных налогов. Успешный опыт таких программ есть в Турции, других странах. Я не думаю, что путь Симачева и Пластининой — панацея. Я бы хотела говорить о дизайнерской авторской одежде. Путь такой одежды — завоевание стран креативом, ярким узнаваемым стилем, который «вдруг» оказался востребованным. Т.е. дело не только в инвестициях. Должна быть правильно выбрана и строго выдержана долговременная стратегия формирования и продвижения бренда.
Сейчас надо говорить не о потенциале — украинские дизайнеры уже продают одежду под своими торговыми марками и в Лондоне, и в Токио, и в Нью-Йорке. Сейчас актуальным является содействие продвижению украинской моды в глобальном аспекте. Только за период после октябрьской Недели, под эгидой Ukrainian Fashion Week, произошло два громких события. Дизайнеры участвовали в благотворительном проекте Фонда Наталии Швачко в Нью-Йорке и в проекте Торгово-промышленной палаты Милана Gran Defile. Лилия Пустовит, Таня Земскова/Алена Ворожбит, Оксана Караванская, Елена Буренина, Ирина Каравай, Виктория Гресь, Алексей Залевский, Анна Сосновская, Катя Пшеченко. Это участники двух упомянутых проектов.
К ним можно и нужно добавить Ольгу Громову, подписавшую контракт с Американским шоу-румом. Андре Тана, который постоянно, и небезуспешно, работает в этом направлении. Оленку Даць, постепенно расширяющую географию своего присутствия. Людмилу Кисленко, успешно поучаствовавшую в парижском и барселонском шоу-румах этой осенью. Наверное, эти дизайнеры и есть те, для кого продажа за границей — бизнес-задача ближайшего времени. Кстати, если при общении наших дизайнеров с зарубежными коммерческими структурами возникали вопросы, связанные с логистикой или сертификацией, то проблем с уровнем креатива, с качеством изделий не возникало ни разу.
Юрий Вакуленко, директор Киевского музея русского искусства:
— Предпринимать слишком активные действия и дергаться в попытках завоевать заграничные арт-рынки украинским художникам и галеристам несколько преждевременно. Смотреть в сторону Запада нам преждевременно, нужно в первую очередь подогревать и развивать свой арт-рынок. Нужно для начала воспитать в своей стране ценителей украинского современного искусства, вкладывать в культурное развитие нашего будущего и параллельно проводить работу по выходу за границу. Для развития этого процесса государство должно грамотно выполнять свои функции — как минимум принять более лояльную для миграции произведений искусства законодательную базу. Сегодня оно максимально препятствует этому. Поскольку государство перестало лоббировать культурные интересы, оказывать поддержку художникам, перестало финансировать разнообразные фонды и т.д., оно должно решить вопрос о меценатстве, чтобы люди, которые хотят и в состоянии вкладывать свои деньги в развитие культуры, могли беспрепятственно это делать. Сейчас же, вместо того, чтобы поддерживать, оно вставляет палки в колеса и воспринимает культуру исключительно как статью своих доходов. Кроме того, художники должны сами искренне работать, регулярно принимать активное участие в престижных биеннале, выставках и т.п., что делать без поддержки государства и меценатов практически нереально.
Олег Долинский, директор рекординговой компании Comp music, официального представителя компании EMI в Украине:
— Должен быть правильно спродюсированный музыкальный проект, содержащий элемент, позволяющий узнавать песни этого артиста. Для украинского артиста этого проще достичь, используя этнические мотивы. Например, Руслана и «Гайдамаки». При этом славянская мелодичность, типа «ВИАгра» или «Милос», нужна в самую последнюю очередь. Нужна поддержка рекординговой компании, имеющей подразделения в тех странах, где планируется продвижение артиста. Нужен концертный агент, имеющий опыт работы в этих странах. Нужно догадаться снять с себя корону украинской звезды и стать в очередь начинающих западных артистов.