Эдуард Клим: «Нет никакой проблемы собирать роялти от $20 млн. в год»

no image

Об активном распространении цифровых технологийрассказал «i» генеральный директор музыкального холдинга Lavina Music Эдуард Клим

О том, как попасть в полный каталог в онлайн-супермаркете iTunes Store, об активном распространении цифровых технологий и падении продаж музыки на CD-носителях, рассказал «i» генеральный директор музыкального холдинга Lavina Music Эдуард Клим

Вопрос: На кого будет ориентирована представленная холдингом продукция в онлайн-интернет-супермаркете iTunes Store и будет ли возможность у отечественных потребителей приобретать там музыку?

Ответ: Разместить свои каталоги в iTunes очень сложно, но, попадая туда, ты выходишь на огромную аудиторию, соответственно, потенциал очень высок. Свободно зайти в магазин iTunes и что-то купить с территории Украины невозможно, поскольку у нас несовершенная платежная система и существует еще ряд других трудностей. Соответственно, войти туда и продавать украинский продукт потребителям из других стран раньше тоже было невозможно. Мы же стали первыми в Украине, кто зальет свои каталоги в iTunes и будет полностью там представлен. Теперь украинскую музыку можно купить в любой точке планеты. Также мы планируем провести рекламную кампанию по экспансии украинской музыки. Сперва, конечно, она будет ориентирована преимущественно на нашу диаспору, но это уже серьезный шаг к тому, чтобы представить нашу музыку в общемировом контексте. Кроме того, мы уже активно работаем над тем, чтобы меломаны из Украины также имели возможность покупать музыку на iTunes.

В: Планируете ли вы, как в свое время сделали многие западные лейблы, расширяться и открыть свои представительства за границей? И что нужно для того, чтобы экспансия была успешной?

О: У нас есть фирма «Lavina-Америка», которая успешно работает уже второй год. Она в основном занимается продвижением певицы Гайтаны и еще одного молодого американского исполнителя. Были мысли на счет Москвы, но пока в связи с последними событиями не стали это дело форсировать, хотя рано или поздно мы обязательно к этому придем. Все должно иметь смысл, делать представительство только ради пафоса — глупо, нужно иметь реальный участок работы. «Lavina-Америка» также была создана для того, чтобы развивать взаимоотношения по цифровому контенту. Как результат, украинские исполнители появились в iTunes.

В: За последние несколько лет в связи с появлением новых цифровых носителей во всем мире резко упали продажи СD, многие рекординговые компании активно развивают новые виды продаж. Прослеживается ли эта тенденция в Украине?

О: Безусловно, кризис сказался, по всем направлениям музыкального бизнеса спады продаж достаточно серьезные — по некоторым позициям до 50-70%. Такое могут выдержать не все. Но остановки никакой я не вижу. Еще до осеннего спада налицо было полное переформатирование рынка и видов продаж. За последние два года стремительным образом изменилась пропорция соотношения механических носителей и цифрового контента. Сейчас, если говорить о механических носителях, мы их даже не рассматриваем с экономической точки зрения, это скорее имиджевый десерт, чем статья доходов. Все пространство музыкального контента уже перешло в цифровую версию. Хотя и там у нас тоже пока не все благополучно. Если продажа мобильного контента хоть как-то контролируется и уже похожа на реальный бизнес, то в интернет-пространстве все только начинается. У нас нет ни законодательной базы, ни регламентирующих документов, на которые можно было бы опираться и строить нормальный бизнес.

Вопрос: Если сейчас сравнить доходы холдинга от продажи CD и цифрового контента, как они будут выглядеть?

Ответ: Разница просто сумасшедшая, по некоторым позициям она достигает 90% в пользу цифрового, мобильного контента. И только 10% — механика. Кроме продажи цифрового контента, также стала весьма ощутимой статья доходов, связанная с использованием музыкального продукта в публичной сфере. Хотя и здесь по-прежнему остается масса проблем. Мы хотели остановить кражу денег правообладателей в публичной сфере, и уже есть определенные результаты. Наше движение основано на том, чтобы увеличить эти сборы, помочь работающим организациям отчитываться более реальными ощутимыми цифрами. Сейчас из 14 зарегистрированных организаций по коллективному управлению правами реально работают только две. Остальные непонятно чем занимаются, они только вносят хаос на рынке и демпингуют. В нашем каталоге 70% действительно топовых артистов, и когда с такой огромной страны мы получаем, например, роялти 100 тыс. грн., то резонно возникает вопрос: «А где остальные деньги?». Зная наш рынок, мы прекрасно понимаем, сколько реально можно собрать денег и сколько в итоге рассасывается по непонятным карманам. Наша идея в том, чтобы функционировали четыре такие организации, которые поделили бы между собой по сегментам рынок и эффективно работали. И тогда цифры станут действительно серьезными и будут полностью устраивать рынок.

В: Зимой Украинская лига музыкальных прав (одна из действительно работающих организаций по коллективному управлению правами) опубликовала отчет, в котором сумма роялти, полученного за 2008 г. по всей Украине, составила около 3 млн. грн. Сумма, честно говоря, смешная. Какой бы, по вашим прогнозам, она могла быть, если бы всё нормально функционировало?

О: На сегодняшний день собирается только 20%, а то и меньше от того, что должно быть. Потенциал рынка в публичной сфере такой страны, как Украина, просто огромный. Нет никакой проблемы собирать роялти от $20 млн. в год (в той же Польше уже сейчас сумма составляет около EUR50 млн. в год). А что касается цифрового контента, то тут цифры еще более интересные, потому что это чисто коммерческая сфера, в которой все зависит от договоренностей. В зависимости от договоров, которые существуют с операторами рынка, уже сегодня это миллионы гривень по одному каталогу. Судя же по своему каталогу, могу сказать: я даже не думал, что настолько стремительным будет рост в таком тотально пиратском пространстве. Так что потенциал предельно ясен.

В: Как вы прокомментируете позицию все большего числа музыкантов, активно выступающих за бесплатное распространение музыки?

О: Есть определенные рекламные акции (например, как та, что провела группа Radiohead), но это скорее исключение. У всего должен быть смысл. Стереотип о монополии и жадности рекордингов — это миф, который создают сами артисты. И большинство этих артистов при этом сами подписывают контракты с этими рекордингами. Почти все, без исключения, музыканты выкачивают из рекоpдингов деньги предоплатой. Рекординг делает артисту предоплату (покупает права на продукт), а потом продает этот продукт, чтобы вернуть себе вложенные средства и, если получится, еще и заработать. Ведь это определенный риск, созданный продукт может совсем не понравиться потенциальным покупателям. Артист же свои деньги уже получил, и когда он после этого говорит о том, что музыка должна распространяться бесплатно, то он забывает о своих партнерских отношениях. Кроме того, это возможность для начинающих музыкантов реализовать свои идеи, иначе откуда они возьмут деньги на запись, инструменты и т. п.? Когда же артист подписывает с кем-то контракт, начинается партнерство, и вранье о том, что акулы бизнеса топчут этого бедного артиста и выкачивают из него деньги,— чистой воды популизм. Нужно говорить честно о вещах. Кроме того, ни один артист не подпишет контракт, в котором не будет предусмотрена выплата ему процента от собранного роялти. В мире продажа механических носителей, а также концертная деятельность — это не есть основная статья доходов. Главное — авторские права, publishing. Если музыкант создаст одну-единственную хитовую песню, то он еще долго сможет жить и творить на свой процент от роялти. И отказаться от этого невозможно. Кроме того, монополии мэйджеров уже давно нет, половина из них посыпалась. Сейчас идет противоположный процесс — дробления на мелкие, независимые рекординги.

В: Какая ситуация сейчас в Украине?

О: У нас самое слабое звено — сфера реализации прав. Если на Западе это хорошие деньги, то наши артисты не приносят рекордингам миллионы. Страна у нас не музыкальная, то есть присутствие музыки в нашей стране не так важно и его немного, но мы к этому еще придем. У нас пока больше заморачиваются на хлебе, чем на зрелищах. Хотя динамика развития за последние 10 лет — потрясающая. В наших топах сейчас исключительно наши артисты, даже Россия уступила свои позиции. И все это произошло за каких-то 10 лет, в то время как в США — за 50. Так что, я думаю, мы придем к тому, когда музыка будет приносить действительно серьезные деньги.

В: За счет чего сейчас зарабатывает Lavina Music?

О: Мы никогда не жаловались, что мало зарабатываем, заработок есть, и он приличный, вопрос в том, что он недостаточный для того, чтобы развивать эту индустрию. А зарабатываем мы за счет использования всех видов прав (доход от продажи механических носителей, от продажи цифрового контента, роялти за публичное использование продукта и т. п.). У нас в холдинге есть все подразделения, которые сопровождают создание продукта, его продажу, популяризацию и т. д. За счет этого и живем. Мы уже пришли к тому, что делаем свои проекты, в которые вкладываем свои деньги. И готовы больше вкладывать. Настолько, насколько позволяет доходная часть. Сейчас по расходам мы уже Европа, а по доходам — Советский Союз, и этот дисбаланс не дает индустрии развиваться.

В: Насколько для рекординговой компании целесообразно предоставлять артисту весь комплекс услуг?

О: Нам интересно этим заниматься, потому что мы знаем, умеем и понимаем, как создавать продукт от нуля и до финала. Это, конечно, предполагает серьезные вложения, но и увеличивает доходную часть. Плюс интересен сам процесс создания продукта. В основном рекординги занимаются дистрибуцией. Мы же пришли к тому, что уже разделили каталог на «просто лицензию» и артистов, которых мы создаем и с которыми плотно работаем.

В: Вы сотрудничаете исключительно с теми артистами, которые сами пишут тексты и музыку, и не работаете с так называемыми проектами. Почему?

О: Это мое личное убеждение, что если ты артист, то, выходя на сцену, должен выдавать хоть какую-то часть своих собственных мыслей. Понятие артиста, который не пишет, не умеет петь, говорит какие-то глупости, но при этом популярен,— полный абсурд. А у нас почему-то это стало почти правилом. Хотя иногда такие проекты приносят коммерческий успех, но это не долгоиграющая история, а мне так не интересно. Мы занимаемся теми, кто сам что-то может положить на стол и понимает базовые вещи. Тогда мы помогаем найти изюминку и вокруг нее построить систему координат, то есть сделать такой продукт наиболее интересным. Хотя с артистом, который из себя что-то представляет, работать очень сложно. «Проекты» же постоянно чем-то недовольны. Они достигают некой популярности, и им хочется определенного к себе отношения: больших денег (а люди, которые создавали эти проекты, этого никак не предполагали), уважения (а как можно уважать людей, которые сами абсолютно ничего не сделали, за них все сделали продюсер, композитор и поэт?) и т. д. Но как вид бизнеса я это признаю, экономически это может быть даже выгоднее.

Эдуард Клим — музыкальный продюсер, основатель и гендиректор музыкального холдинга Lavina Music. Родился 30 июля 1968 г. в Уссурийске. Окончил Дрогобычский государственный педагогический университет им. Ивана Франко. С 1992-го по 1995 г. был солистом в группах «Форте» и «Мертвая зона». В 1995 г. стал креативным директором ежегодного бизнес-справочника, а в 1997 г.— создал первый украинский музыкальный журнал «Луна». Годом позже стал саунд-продюсером студии «Династия». В 2001 г. Эдуард Клим основал национальный лэйбл Lavina Music, который со временем перерос в музыкальный холдинг, который сейчас состоит из пяти департаментов: Lavina Music, Lavina Distribution, Lavina Concert, Lavina Promotion, Lavina Digital. В 2004-м музыкальный холдинг становится членом IFPI (Международная федерация фонографической индустрии).


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи