Павел Гудимов хочет превратить городской наив в новое направление актуального искусства
Идея Павла Гудимова показать в Киеве современное городское наивное искусство вылилась в целый проект «Новый наив». В течение двух лет владелец «Я Галереи» ездил по Украине в поисках достойных авторов. В итоге вместо запланированной изначально единоразовой сборной выставки работ нескольких художников Гудимов обещает представить в столице целую серию.
Первыми получили возможность показать свои картины в Киеве Александр Луценко-Бабан из Черновцов и сумчанка Ирина Гаршина. Посмотреть и получить заряд позитива от выставленных картин можно, посетив арт-центр «Я Галерея» до 6 апреля.
«Я уже давно хотел показать, что собой представляет городское направление нового наивного искусства. Во время поисков я убедился, что это явление не массовое и практически не изучено, в наших музеях представлены работы в основном сельского наива, мне же хотелось привлечь внимание именно к городскому,— комментирует Гудимов.— Представленные здесь авторы подвергаются очень жесткому отношению со стороны общества, потому что они не занимаются чистым украшательством, а показывают жизнь вокруг себя такой, какой они ее видят, используя доступные им способы. Эти люди не украшают в прямом понимании, это не привычный сельский наив с красивыми хатками, ручьями, лебедями и цветущими садами. Это, скорее, новое направление актуального искусства».
Главные герои картин обоих авторов — обычные, жизнелюбивые украинцы, для которых поминки соседа — прекрасная возможность вкусно поесть, выпить и сблизиться с Иркой с четвертого этажа. «Почти все мои серии основываются на событиях из личной жизни, которые я облекаю в обобщенную форму, и они становятся уже не такими уж личными,— комментирует Ирина Гаршина.— О тривиальных вещах нужно рассказывать нетривиально, чтобы было интересно». Реалистичные сцены постсоветского быта с присущими им артефактами (сковородка яичницы, бутылка самогона, надписи в подъездах «Цой жив», длинные вызывающе-красные ногти, борщ, секс на столе, равнодушие не только к чужим проблемам, но и к жизни своих близких) вызывают искреннее негодование у профессиональных художников, называющих работы Гаршиной порнографией и безвкусицей, и не менее искреннюю заинтересованность и живую реакцию обычных посетителей. «Здесь привлекает незакомплексованность взглядов, чистая энергия и радость самовыражения, не обремененного академической школой и привитой техникой исполнения. Ирина пытается выгнать из себя этот наив, стать профессионалом, но у нее это не получается. Она прекрасный нарративщик, каждая картина — рассказ,— справедливо констатирует Гудимов.— Основная задача искусства — вызвать эмоции и интерес, а здесь каждая работа это делает».
Свою первую работу 58-летний хирург Александр Луценко-Бабан нарисовал в 2004 г. «Я случайно зашел в художественный магазин и открыл тюбик с краской, а почувствовав ее запах, купил все необходимое. За два года работы в Йемене я написал 330 работ,— рассказывает автор.— У меня началась новая жизнь, я получаю оргазм от каждой работы, превращаюсь в совершенно другого человека». В рамках этой выставки представлены преимущественно портреты, написанные Луценко-Бабаном за последние годы. Художник отмечает, что красота для него — это, прежде всего, характер. Именно это качество автор и передает в портретах «Буковинец Иван Назарович», «Любаша» или же «Психоневролог Паук»: «Когда я показал портреты своим друзьям, он спросили, за что я их так ненавижу. Для меня же это было настоящим признанием».