Музыкантам стало невыгодно выпускать альбомы на дисках
Эксперимент британской группы Radiohead с распространением своего, седьмого по счету, альбома In Rainbows в октябре 2007 г. эксперты назвали очередной революцией в звукоиздательском бизнесе. Напомним, что тогда музыканты приняли решение сделать его доступным для скачивания с собственного вэб-сайта, причем посетители сами решали, сколько они готовы за него заплатить.
Несмотря на то, что официальной информации о том, какую сумму Radiohead заработали на своей акции, нет, онлайн-исследование компании comScore показало, что она превышает $2 млн., это намного больше, чем они смогли бы получить, выпуская диск традиционным способом — посредством лейбла. Этот прецедент (хотя на самом деле Radiohead были отнюдь не первыми, кто начал раздавать свою музыку, ранее бесплатно это делал, например, Prince) и возрастающее в геометрической прогрессии желание музыкантов продавать свою музыку напрямую и лично устанавливать конечные цены, а также бурное развитие альтернативных музыкальных источников дали довольно убедительные основания утверждать, что в ближайшее время рекорд-лейблам придется отнюдь не сладко.
Не все могут короли
Несмотря на сложившуюся ситуацию, сами лейблы не склонны драматизировать ситуацию. Так, представитель рекординговой компании Comp Music (официальный представитель EMI в Украине) Леонид Титов отметил: «История с последним альбомом группы Radiohead, конечно, весьма показательна. Однако ее нужно трактовать несколько иначе. Рекординговые компании и артисты по-прежнему нужны друг другу. Хотя такая взаимозависимость становится тем слабее, чем значительнее оказывается статус артиста. Грубо говоря, звезда уровня Radiohead, действительно, может сама продавать свой альбом в достаточном количестве, делая при этом какие-то минимальные шаги по промоушену. В то же время молодым артистам все еще очень непросто раскрутить себя самим настолько, чтобы избежать сотрудничества с лейблами. Поэтому, адаптируясь к новым реалиям, компании просто начинают учитывать этот фактор. Я бы не назвал это проблемой — скорее обновленными правилами игры».
К обновлению правил игры также можно отнести и тот факт, что CD-носители последние годы активно вытесняются цифровыми форматами. «CD-носителям осталось жить совсем недолго, не больше трех лет, и хотя у нас они исчезнут намного позже, чем во всем цивилизованном мире, тем не менее это неизбежно,— прокомментировал совладелец Music Factory Group Михаил Шиян.— А опыт Radiohead под силу немногим артистам. Не думаю, что если бы Бритни Спирс поступила так же, то у нее были бы шансы хоть что-то на этом заработать».
Не менее пессимистично оценивает шансы CD-носителей и владелец сети музыкальных магазинов Media-Centre Дмитрий Александров. По его словам, продажи музыкальных компакт-дисков в последнее время существенно снизились. «На конец января 2008 г. наши продажи упали на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в мире — на 70%,— констатировал господин Александров.— Это связано с тем, что много музыки бесплатно можно скачать из интернета. Молодежь любит новинки, и прежде чем выйдет полноценный альбом, хитовые треки можно скачать в сети. Кроме того, многие предпочитают самостоятельно формировать плей-листы, используя не весь альбом, а только те композиции, которые нравятся. Даже новинки, которые раньше моментально раскупали, сейчас залеживаются на полках. Так, продажа продукции Sony BMG сократилась в два раза». Как отметил господин Александров, пока еще сохраняется незначительный рост продаж дисков украинских артистов, в то время как западных и российских — падает. Несколько иного мнения придерживается Леонид Титов. «Продажи легальных CD в целом по Украине сократились. И если цифры продажи импорта (дорогая категория) практически не меняются на протяжении восьми лет, то диски украинских и российских артистов, которые относятся к так называемой дешевой категории, стали продаваться значительно хуже,— отметил господин Титов.— Но наиболее значительное падение продаж ощущается в средней ценовой категории, к которой обычно относится лицензионная продукция (т.н. кириллические диски, выпускающиеся в Украине и содержащие альбомы зарубежных исполнителей). Разумеется, все это относится к докризисному периоду. С наступлением кризиса продажи СD упали катастрофически во всех ценовых категориях».
Воспитание не позволяет украинцам платить
Однако говорить о полном исчезновении CD, как отживших свое, пока преждевременно. Во-первых, несмотря на стремительно увеличивающееся количество пользователей, предпочитающих скачивать музыку в интернете в формате МР3, остается немалый процент меломанов, которые до сих пор ценят качество hi-end. MP3-формат не может полностью заменить CD, поскольку для многих важен не только сам музыкальный трек в цифровом формате, но и возможность обладать зачастую оригинальным произведением искусства (CD с качественным оригинальным буклетом). Подтверждением тому служит и тот факт, что уже в январе 2008 г. In Rainbows поступил в продажу в CD-версии — это набор из компакт-диска, записи на виниловой пластинке и фотографий, стоимость которого составила $80.
Активный рост сегмента цифровых носителей (MP3-треки, мобильный контент) привел к тому, что лейблы-мейджоры активно начинали адаптироваться к изменившимся реалиям, развивая мультиформатность. Все больший процент оборота многих рекординговых компаний начинает составлять именно «цифра», в частности, мобильный контент. В то время как сегмент продажи CD неумолимо падает по всему миру, рассчитывать на активное платное скачивание треков в формате MP3 также не приходится — большинство меломанов по-прежнему предпочитают это делать бесплатно. «Говорить о системе платного скачивания МР3-треков в нашей стране не приходится, отсутствие культуры музыкального воспитания не позволяет украинцам платить за это деньги. Даже в США многие предпочитают скачивать бесплатно. И до сих пор нет еще действующих регуляторов, чтобы это пресекать»,— отметил господин Шиян. Тем более что проконтролировать количество продаж цифрового контента по лицензии путем прямого скачивания покупателем с сервера оператора пока что очень сложно, поэтому невозможно и отследить, соответствующую ли сумму комиссионных заплатили дистрибуторы его правообладателю. В случае с Украиной плата за скачивание музыки еще усложняется и тем, что система использования электронных денег практически не развита, как и культура интернет-потребления в целом. «Размер доходов от продажи МР3 в сети в Украине пока слишком незначителен, тем не менее я уверен, что это временно»,— отметил Леонид Титов.
Если говорить об Украине, то темпы распространения цифровой музыки здесь не настолько велики, чтобы охватить всю потенциальную аудиторию. Так, по данным интернет-агентства SputnikMedia.net, общее число интернет-пользователей в Украине в феврале 2009 г. составило 10 млн. 944 тыс. человек, притом что доля киевлян — 58,93%, городов-миллионников — 29,18%, на все остальные регионы приходится 11,26%. Соответственно, бесплатно скачивать музыку через интернет могут преимущественно жители крупных городов, на остальной же территории Украины на возможности ритейла CD-пиратство в интернете влияет несущественно. Единственные, кто в принципе не ощущает никакой угрозы со стороны интернета, это дистрибуторы такого музыкального направления, как шансон. Валерий Басманов, директор лейбла Tiptop music, занимающегося именно шансоном и фольклором, отмечает, что падение продаж альбомов исполнителей этого направления он никак не связывает с интернетом. «Шансон слушает в основном взрослое население, которое может позволить себе приобрести диск или же не является активным пользователем интернета,— прокомментировал господин Басманов.— В будущем мы, естественно, планируем учитывать особенности рынка, однако пока этот вопрос для нас не является приоритетным. Сейчас наблюдается падение продаж, что связано с кризисом: сокращается количество точек, сокращается их площадь и ассортимент продукции. За последнее время выторг упал в три раза».
Не боится интернета и Леонид Титов. По его словам, в последнее время количество пиратских сайтов, с которых можно бесплатно скачать музыку, существенно сократилось. Это связано в первую очередь с активностью украинских артистов, а также наших рекординговых компаний в вопросах защиты прав интеллектуальной собственности. «Разумеется, остаются пиринговые сети, но далеко не все потребители музыки пользуются ими. В условиях, когда музыку становится все тяжелее найти бесплатно, потребитель начнет ее покупать. Важно установить разумную цену и обеспечить потенциального покупателя удобным для него средством оплаты,— прокомментировал господин Титов.— Похожая пертурбация происходила в Украине на рынке физических носителей семь-восемь лет назад. Тогда с появлением лицензионных дисков, цена которых подчас существенно превышала стоимость пиратских, а также с осуществлением определенных антипиратских мероприятий произошла реструктуризация рынка. В результате достаточно значительную категорию покупателей музыки удалось переориентировать на приобретение лицензионной продукции».
Качать — не значит воровать
Характерно, что основная масса молодого поколения не относится к шаровому скачиванию, как к воровству или пиратству. Также все большее число музыкантов в последнее время придерживаются аналогичной позиции. Например, британская группа Arctic Monkeys стала одной из первых, добившейся крупного успеха без поддержки традиционных СМИ, исключительно за счет абсолютно бесплатного распространения демозаписей через интернет, в частности, через P2P и социальные сети. «Мы записываем музыку не для прибыли, а бесплатная раздача дисков — лучший способ донести новые песни до поклонников, что, в свою очередь, улучшает впечатление от концертов, так как зрители уже знают слова песен и подпевают»,— комментировали музыканты. В итоге после такой рекламы их дебютный альбом Whatever People Say I Am, That’s What I’m Not, поступивший в продажу 23 января 2006 г., стал самым продаваемым дебютным альбомом в истории британской музыки.
Более того, исполнители пошли дальше. Так, совсем недавно в Великобритании музыканты создали Featured Artists Coalition — специальную коалицию по защите своих прав, чтобы бороться с лейблами и организациями типа IFPI и BPI, представляющими интересы правообладателей. В нее уже вошли такие музыканты, как Робби Уильямс, Radiohead, пинкфлойдовцы Дэвид Гилмор и Ник Мэйсон, Iron Maiden, Klaxons, Анни Лэннокс, The Verve, Брайан Фэрри, Питер Гэбриел, Kaiser Chiefs, Travis, Blur и многие другие. Сейчас список постоянно пополняется. На одном из своих собраний участники коалиции заявили, что поддерживают нелегальное скачивание MP3-треков из интернета. «Только исполнители имеют право решать, позволяют ли они своим песням распространяться бесплатно или нет»,— сказал Билли Брэгг, один из участников Featured Artists Coalition.
Не гуди, а музицируй
Противоположная ситуация в Украине складывается с мобильным контентом. Поскольку практически каждый украинец обладает мобильным телефоном, этот сегмент музыкального рынка имеет огромный потенциал, как для правообладателей, так и для мобильных операторов. Рост продажи цифровых устройств, MP3-плееров, смартфонов, совершенствование мобильных телефонов раскручивают, как маховик, это направление. Все больше людей потребляет мобильный контент в качестве звонка или гудка (которые они склонны регулярно менять), многие также загружают полноценные мелодии для встроенного в телефон MP3-плеера. «Мы очень активно работаем с контент-провайдерами по всем видам цифрового контента для мобильных телефонов. Более того, в данный момент мы ведем активные переговоры с мобильными операторами по поводу т.н. полных треков,— рассказал господин Титов.— По нашим прогнозам, в ближайший год (максимум два) музыкальная индустрия в Украине существенно переориентируется на «цифру». Разделяет мнение представителя Comp Music и продюсер певицы Бьянки Михаил Шиян. «Сейчас отечественные артисты имеют три основных статьи заработка: концерты, продажа альбомов и мобильного контента. Поскольку украинцы все чаще предпочитают бесплатно скачивать музыку в интернете, а не покупать СD, то вторая статья постепенно исчезает, и мобильный контент для певцов остается единственной статьей пассивного дохода»,— констатировал продюсер.