После выходного дня борьба в четвертом туре межконтинентального шахматного супертурнира Морелия/Линарес разгорелась не на шутку
После выходного дня борьба в четвертом туре межконтинентального шахматного супертурнира Морелия/Линарес разгорелась не на шутку. В одной из партий произошла маленькая шахматная трагедия. Увы, она была в исполнении львовянина Василия Иванчука.
А начиналось все очень неплохо для украинца, игравшего белыми против армянского гроссмейстера Левона Ароняна. Иванчук повторил тот же вариант испанской партии, направленный против контратаки Маршалла, в котором он так убедительно переиграл венгра Петера Леко во втором раунде. Однако Василий первым свернул в сторону. Тем не менее львовянин показал, что и в другом разветвлении черным не так легко решить дебютные проблемы. Хотя на доске возникла почти симметричная пешечная структура, преимущество белых определялось большей активностью их фигур. Этого было достаточно, чтобы выиграть сначала одну, а потом и другую пешку. Казалось, теперь наступит стадия несложной реализации перевеса. Но в этот момент, испытывая недостаток времени, Иванчук совершил непостижный просмотр. Он на ровном месте отдал слона. Возможно, Василию померещилось, что он дает мат королю соперника. Но с помощью пары шахов ферзь черных пришел на выручку, и королю удалось ускользнуть из матовой сети. Возможно, в эндшпиле без слона за две пешки белые могли еще сопротивляться, но во втором цейтноте Иванчук еще раз грубо ошибся, потерял ладью и тут же сдался. Это второе кряду поражение львовянина в Морелии. Напомним, на турнире в Вейк-ан-Зее в январе он ни разу не признал себя побежденным.
Экс-чемпион мира болгарин Веселин Топалов избрал черными против Алексея Широва (Испания) челябинский вариант сицилианской защиты. Известно, что Широв применяет его и белыми, и черными. Алексей избирал все время самые надежные продолжения. Это позволило белым сохранять хотя и микроскопический, но стабильный перевес. Впрочем, когда партия перешла в четырехладейный эндшпиль, показалось, что Топалов легко удержит позицию. Но тут у болгарина не выдержали нервы. Он совершенно напрасно допустил пешечное ослабление на королевском фланге, а затем пропустил короля соперника в свой тыл. Широв же, напротив, играл эндшпиль великолепно, продемонстрировал высокую технику и обошел все ловушки. На 63-м ходу Топалов остановил часы.
Азербайджанец Теймур Раджабов избрал черными против чемпиона мира индийца Виши Ананда гамбит Яниша в испанской партии. Хотя это продолжение считается в шахматной теории весьма сомнительным, оно входит в основной репертуар Раджабова. Но применить его против самого Ананда надо иметь большое мужество. На поверку оказалось, что ничего страшного в этом нет. Чемпион мира забрал пожертвованную ему пешку, но черные смогли развить серьезную инициативу. Памятуя свое фиаско в поединке против Ароняна, Ананд решил излишне не рисковать, вернул пешку и форсировал ничью.
Магнус Карлсен белыми в защите Нимцовича тоже предложил жертву пешки против Леко. Но тот отказался и, спокойно закончив развитие фигур, легко уравнял позицию. Перейдя в равное окончание, соперники согласились на ничью на 41-м ходу.
После четырех туров у Ананда, Ароняна и Топалова — по 2,5 очка, Широва и Леко — по два, Иванчука, Раджабова и Карлсена — по 1,5.