В столичном Музее русского искусства в рамках проекта «Семейная художественная коллекция» открылась выставка «Палитра поколений"
В столичном Музее русского искусства в рамках проекта «Семейная художественная коллекция» открылась выставка «Палитра поколений. К 75-летию со дня рождения Олега Животкова». Увидеть живопись и графику семьи Животковых и Смирновых, а также работы Ивана Шишкина, Мануила Аладжалова, Сергея Малютина и Леонида Туржанского из их коллекции посетители музея смогут до 26 февраля.
Восхитительные по своей эмоциональной насыщенности и выразительности пейзажи, портреты и натюрморты из коллекции семьи Животковых заняли четыре зала музея. В первом представлены самые ранние работы — картины Бориса Смирнова, дяди матери Олега Животкова. На одной из них изображена мама Олега Александровича под новогодней елкой на лошадке. «Эта выставка — дань памяти моей маме, от нее очень многое зависело в моей жизни,— рассказал Олег Александрович.— К сожалению, она не стала художницей, училась в Одесском училище, потом работала преподавателем. Сохранилось всего несколько ее работ. Годы войны унесли большую часть нашей коллекции. Сохранились только те картины, которые мы взяли с собой. Остальные погибли под завалами нашего дома». В этом же зале представлены ранние работы самого Олега Животкова, фотографии из семейного архива, а также произведения известных российских художников второй половины XIX века. В частности, рисунок «Сосны» Ивана Шишкина, которую Борис Смирнов, будучи студентом петербургской академии, купил на распродаже сразу после смерти великого художника всего за пять рублей, потому как на рисунке было жирное пятно.
Особого внимания заслуживают не только картины, представленные на выставке, но и концепция их размещения. «Построение выставки, ее концепция уже сама по себе является самостоятельным произведением искусства»,— отметил директор музея Юрий Вакуленко. Картины в залах размещены не только по хронологии, по авторству, но и по своему настроению. Например, огромные полотна Олега Александровича «Синие сумерки», «Осенний рассвет», «Сумерки, после дождя» выглядят как огромный триптих, от которого просто невозможно оторваться. Напротив же разместились не менее сильные по своей эмоциональной насыщенности пейзажи «Лунная ночь», «Серый рассвет, темный рассвет», «Розовое утро. Туман».
«Я очень высоко ценю Олега Животкова и его сына Александра. Я — галерист, торговец картинами и поэтому с коммерческой точки зрения могу сказать, что работы Олега Александровича сейчас безумно актуальны,— говорит Татьяна Савченко, директор галереи «Триптих».— Сейчас общественный вкус, обладающий деньгами, который может себе позволить купить настоящее произведение искусства, обращает взор к реализму и импрессионизму. Им нужно совершенно понятное изображение того или иного жизненного действа. Последние работы автораф меня поразили своим композиционным совершенством. Это абсолютно блистательные работы, они меня очень тронули. И мне бы хотелось заняться раскруткой именно этого периода творчества Олега Александровича».
Организацией структуры выставки занимался сын Олега Животкова — Александр. «Сегодня тут представлено более ста работ,— отметил Александр.— Нам хотелось показать нашу историю от самого начала и до сегодняшнего дня: как жила наша семья, что мы видели, когда были маленькие, что нас окружает сейчас. Мне нравятся все картины, потому что это моя жизнь».
В экспозицию вошли не только работы Бориса Смирнова и Олега Животкова, но и картины сыновей Олега Александровича — Александра и Сергея. «Я давно сотрудничаю с Сашей и могу сказать, что он действительно принадлежит к художественной элите Украины,— отметила Татьяна Савченко.— Это — европейский уровень самого высокого класса, что подтверждается приобретением его работ самыми престижными музеями современного искусства. Саша — стилист от природы, у него прекрасный вкус. Он талантлив во всем и делает такие шашлыки, какие я в жизни своей не ела».