Вопрос: Создание коммунального предприятия «Киевкинофильм» предусматривает реорганизацию 19 киевских кинотеатров. «Киевкинофильм» станет правопреемником кинотеатров и за ним будет закреплено право хозяйственного ведения их имущественных комплексов. Создание такого предприятия городом — это итог борьбы за культуру или же все-таки более приземленные ценности?
Ответ: В борьбе за муниципальные кинотеатры, откровенно говоря, не пахнет культурой. Здесь идет чистая борьба за имущество.
Все кинотеатры, доставшиеся нам от Советского Союза, строились с огромным размахом — большие залы и фойе, а рядом с кинотеатром очень большое количество земли. Если же вы взглянете на западные кинотеатры, то увидите, что все они совершенно другого плана — они встроены в коммерческие центры. У нас нечто подобное — сеть кинотеатров «Баттерфляй». Такой кинотеатр занимает меньшее количество площади и полностью вписывается в уже существующий архитектурный ансамбль мегамаркетов и торговых центров. Ситуация же со старыми кинотеатрами немножко другая: комплексы и площади — огромные, достаточно специфически используемые, возле них очень много земли. В 2002 г., когда в Киеве началась активная приватизация, первыми начали приватизировать кинотеатры, причем за гораздо меньшие деньги, чем они на самом деле стоили.
В: Как или почему они были приватизированы за неадекватные суммы?
О: Да, это смешные цифры. Но как бы там ни было, некоторая примитивная приватизация кинотеатров уже прошла. Практически вся она прошла путем выкупа трудовым коллективом. И получалось так, что трудовой коллектив выкупал кинотеатр, а после перепродавал его. Если вы посмотрите на выкуп кинотеатров «Зоряный», «Украина» и «Спутник», то там уже давно не работают те старые команды, которые когда-то покупали эти места. То есть налицо обычная спекуляция коммунальным имуществом.
В: Сколько из выкупленных кинотеатров осуществляют в настоящий момент кинопоказ?
О: Два — «Зоряный» и «Украина». Но на что я бы хотела обратить внимание — я практически уверена в том, что трудовой коллектив выступал перекупщиком коммунального имущества: он покупает его задешево, а продает задорого. Ведь продажа осуществляется по совсем другой, рыночной цене. Гораздо большей.
В: Сколько нерабочих кинотеатров, нетронутых приватизацией, еще осталось в Киеве?
О: На сегодня есть еще шесть, которые стараниями прежней власти превратились в руины. В принципе это делалось со специальной целью. Чтобы довести их помещения до такого состояния, дабы их можно было продать за бесценок. Возможно, их больше, но шесть тех, которые на слуху. Например, кинотеатр им. Гагарина на Сырце находится в прискорбном состоянии, хотя там 3 тыс. кв. м и 3 га земли. Коллектив хочет выкупить его за 2,5 млн. грн. — притом, что рыночная стоимость одного га в Киеве составляет в среднем от $10 млн. до $15 млн.
Есть кинотеатры рабочие — «Лейпциг», «Флоренция», «Россия» и «Ленинград». Они работают, да, и на протяжении последних лет управление культуры и городской бюджет вложили в них достаточно большие средства. Когда я читаю в прессе высказывания их директоров о том, что они вложили свои деньги в кинотеатры,— я понимаю, что это неправда. Это не они, а сами киевляне вложили в них деньги. За последние пять лет проводилось достаточно большое финансирование непосредственно этих кинотеатров, их ремонт и реконструкция проводились только за счет коммунальных средств. Но на их стоимости это никак не отразилось — к сожалению, мы никак не можем переоценить их.
Единственный директор, который действительно вкладывал свои деньги (хотя это никак не оформлено документально, но это, согласитесь, видно),— это Людмила Горделадзе, директор «Жовтня». Она единственная, кто поддерживает муниципальный кинотеатр на том уровне, на котором его можно поддержать,— и то были ее личные деньги, поскольку именно «Жовтень» не попадал в финансирование управления культуры в большом объеме.
В: А как же все те директора, которые нынче говорят о том, что вы созданием «Киевкинофильма» отбираете святое?
О: Дело в том, что кинотеатры принадлежат не им. Они принадлежат городу и должны находиться в ведомстве города.
Правильнее и лучше бы для кинотеатров найти инвестора или продать с аукциона по нормальной, рыночной цене вместо того, чтобы отпускать за бесценок.
В: А каков алгоритм действий после создания «Киевкинофильма»?
О: Ликвидация всех коммунальных предприятий ради единого. Все директора кинотеатров, если они хотят, могут остаться на своих должностях, но они не будут иметь права распоряжаться коммунальным имуществом.
В: То есть на положение дел создание «Киевкинофильма» не будет иметь влияния?
О: Я могу вам сказать, что ситуация в каждом конкретном кинотеатре будет рассматриваться отдельно. Если руины, то, наверное, нужно привлекать инвесторов, сдавать кинотеатр в аренду и т.д. Нужно давать возможность частным инвесторам вкладывать деньги. Но основополагающая причина возникновения «Киевкинофильма» — это прекращение разбазаривания оставшихся кинотеатров.