Хиджаб как проблема политики и религии исламского мира

10 июня 2016, 8:44

no image

Исламский платок превратился в символ, вызывающий отторжение в западном мире. Его связывают с терроризмом и порабощением женщины. Но мало кто знает, что для самого ислама тема хиджаба всегда оставалась одним из ключевых противоречий, свидетельствующих о сменах политического курса исламских государств.

Впервые в современной истории парламент Сирии возглавила женщина. В Иране молодые девушки в социальных сетях демонстративно размещают фотографии, на которых запечатлены без платков. Тем временем в Европе мусульманки выходят на уличные акции, отстаивая свое право носить хиджаб, а правительства ряда стран Европейского Союза на законодательном уровне решают, как обязать женщин сменить традиционный мусульманский наряд на европейский.

Штраф за скрытую угрозу и женскую несвободу

Бельгия первой из европейских стран начала наказывать за ношение хиджаба в публичном месте. В этой стране за ношение платка можно получить штраф от €100 до €500. Во Франции существует штраф в €150 за ношение платка и €15 тыс. и год тюрьмы за принуждение к его ношению. Кажется, Европа ополчилась против исламских обычаев.

Особенно активные нападки в адрес мусульман, в том числе по отношению к хиджабам, начались после ряда громких терактов и волны преступлений на религиозной почве, которые в конце 2015 г. – начале 2016 г. потрясли мир. Европейцы ощущают угрозу со стороны экстремистских проявлений  ислама. И потому хотят быть уверенными, что под паранджой, чадрой, никабом или буркой не скрывается террористка-смертница. К тому же многие в Европе продолжают воспринимать покрытую тканью голову как символ порабощения женщины.

Мало кто знает, что в свое время платок, наоборот, стал символом освобождения. Согласно исследованиям британского арабиста, профессора Уильяма Монтгомери, ислам значительно расширил права женщин по сравнению с доисламскими временами. В доисламской Аравии нередки были случаи, когда родители умерщвляли новорожденных девочек, только по причине бедности семьи. Американский историк Джон Эспозито отмечает, что «Мухаммед предоставил женщинам права и привилегии в сфере семейной жизни, брака, образования и экономических связей. Права, которые помогли повысить статус женщины в обществе».

В целом следует заметить, что радикальный ислам как угрожающее явление появился не так давно. В 50-60-х годах прошлого века в ряде арабских стран развивался прогрессивный и реформистский ислам. Лидеры арабского мира внимательно следили за западными тенденциями и работали над созданием прогрессивного, миролюбивого, понятного Западу сообщества.

Так, например, в том же Иране, где в некоторых семьях мужья запрещают женам выходить на улицу без сопровождения мужчин, в 60-е годы женщины носили пестрые юбки и дефилировали в открытых купальниках по иранским пляжам. А все потому, что иранский шах Реза Пехлеви придерживался прозападного курса. С его легкой руки, в 1928 г. женщины впервые начали получать государственные стипендии на обучение за рубежом. У них появилась возможность устраиваться на работу по собственной воле. В январе 1935 г. шах издал указ об отмене обязательного ношения хиджаба, а местная полиция начала массово снимать с женщин платки, даже если сами женщины были крайне религиозными.

Примерно в тот же исторический период президент Египта Гамаль Абдель Насер всячески пропагандировал такой ислам, который поддерживает равноправие полов. При Насере наиболее престижный мусульманский духовный университет Аль-Азхар начал принимать на обучение женщин-студенток. Президент выступал за «исламский социализм» и впервые назвал мусульманские страны с неарабским населением «братьями по вере», он также рассуждал о единстве арабов и мусульман. При его правлении женщинам рекомендовалось носить светскую, западного стиля одежду, заниматься образованием и активно принимать участие в политической и общественной жизни страны.

Однако в Иране проамериканская политика Пехлеви вызывала раздражение и негодование представителей религиозных кругов, что в конце 1970-х гг. привело к исламской революции под предводительством аятоллы (один из высших шиитских религиозных титулов) Хомейни. После победы революции страна надолго вернулась в жесткий традиционный ислам. Большинство прав, предоставленных женщинам, были отменены или объявлены вне закона. В частности, был отменен закон «о защите семьи», защищающий женщину от насилия и авторитарности мужа, как противоречащий традиционным ценностям ислама. Новый закон обязывал женщин покрывать тело и голову согласно исламским предписаниям.

В Египте же оппозицию идеям Насера составляли представители группы «Братья-мусульмане», идеи которых находили поддержку среди широкого слоя достаточно образованного, но малоимущего населения. Основатель группы, первый теоретик политизированного ислама, школьный учитель Хасан Аль-Баннан утверждал, что для укрепления ислама в мире необходима абсолютная исламизация общественной, государственной и личной жизни мусульманина. А этого можно достичь, только вернувшись к исходным положениям исламской религии. Одновременно он допускал в некоторых случаях возможность толкования положений Корана и Сунны в духе времени. Идеи оппозиции Насера отвергали политическую практику светского государственного устройства как несоответствующую нормам религии.

Это дало свои плоды. Сейчас, по данным опроса Фонда Thomson Reuters, Египет лидирует среди арабских стран по количеству нарушений прав женщин. Помимо дискриминационных законов и частых случаев торговли женщинами, 99,3% женщин Египта подвергаются сексуальному насилию в той или иной форме.

Священный абзац преткновения

Разночтения одной фразы Корана приводят к тому, что в некоторых странах арабского мира женщины чувствуют себя свободно, а в других не выходят за строгие рамки традиционного ислама. Эта загадочная фраза звучит так: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, — быть может, вы преуспеете».

Разные имамы по-разному расшифровывают эти слова. В некоторых арабских племенах трактовка доходит до того, что девочкам после наступления полового созревания делают обрезание. В то же время на Коморах женщинам разрешено не соблюдать строгий исламский дресс-код, они могут носить яркие традиционные платья и юбки. Оман в этом плане очень разношерстный, там можно носить как длинное черное одеяние, которое покрывает все тело, так и национальные костюмы, которые открывают шею. А вот Кувейт является единственной страной, где женщины массово носят на улице европейскую одежду, однако она должна оставаться скромной и закрытой.

Сами мусульманки по-разному относятся к данной особенности. Некоторые снимают  платки и одеваются по западной моде. Нередки случаи, когда под плотной черной тканью, покрывающей все тело, скрывается мини-юбка и откровенный топ. Иные утверждают, что только в хиджабе чувствуют себя защищенными и чистыми, что он дарит чувство уверенности и безопасности.

В любом случае, платок на голове не свидетельствует о том, что речь идет о террористке-смертнице. Здравомыслящие арабы утверждают, что ислам — это мирная религия, и всячески отмежевываются от ужасов террора боевиков «Исламского государства» (ИГИЛ). Мусульмане утверждают, что идеи ИГИЛ никак не связаны с идеями ислама, боевики извращают религию и дискредитируют мусульман в глазах мира.

Так или иначе нормы ислама, права женщин, быт мусульман остаются terra incognita для европейского человека даже в прогрессивном XXI веке. Ислам долго был закрытой религией. Но теперь он начал плотно интегрироваться в разношерстное европейское общество, сохраняя самобытность, а это пугает европейцев и вызывает агрессию.

Настоящая проблема заключается в том, как сломать этот европейский лед и стереотипное мышление по отношению к исламу и мусульманам в целом. Наверное, предстоит долгий путь просветительской деятельности и выстраивания позитивного имиджа религии, прежде чем платок на голове женщины перестанет быть красной тряпкой для необремененного религиозными вопросами европейца. В любом случае стоит помнить, что нет плохой нации или религии, есть плохие люди, но это вопрос частностей.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
8 лет назад

И вот к чему эта статья ? Это, что все в поддержку религиозного мракобесия ? Люди, на улице ведь 21 век … а вы до сих пор не поняли величие Зевса … 🙂

Все статьи