В результате пандемии коронавируса мир очистился настолько, что вместо «цветных революций» к нам вновь вернулись старые добрые военные перевороты. Как в Судане, где, пусть и со второй за последние два месяца попытки, – но он удался.
Об этом пишет Игорь Панкратенко, журналист издания haggin.az
Руководители всех силовых структур подтвердили, что согласны с вводом чрезвычайного положения, объявленного Абдул Фаттахом аль-Бурханом. Генерал заявил о необходимости формирования правительства, которое будет управлять страной на всем протяжении переходного этапа. Вчера правоохранительные структуры взяли под контроль все суданские СМИ.
Глава правительства и ряд министров, а также губернатор Хартума были взяты под стражу, гостелерадио под контролем, два из трех мобильных операторов не работают, мосты и центральные улицы в столице закрыты, аэропорт и въезды в столицу заблокированы. Полная, словом, классика: «банки, мосты, почта, телеграф».
На разговоры про «антидемократический переворот» особого внимания обращать не следует. Все люди взрослые и все прекрасно понимают
Главнокомандующий ВС Судана Абдель Фаттах аль-Бурхан, стоявший во главе переворота, заявил, что «вооруженные силы продолжат процесс демократизации и передадут власть избранному правительству после проведения выборов в июле 2023 года». Оппозиция, естественно, считает иначе и ранеными пингвинами верещат о военном перевороте.
Вот только сделать ничего не может – стихийные протесты армия разогнала, а организационных возможностей запустить массовые протесты у оппозиционеров нет. Суданское общество столкнулось с региональным проклятием всей Северной Африки и Ближнего востока: гражданские элиты оказались не в состоянии после прихода к власти построить сколь-нибудь нормальные государственные институты и наладить повседневную жизнь.
А потому есть все основания полагать, что Судан ожидает «египетский сценарий», когда военные, придя к власти, быстро организуют имитацию демократических выборов, проведут косметические преобразования политических институтов – и останутся у власти всерьез и надолго. Но куда интереснее другой вопрос – а кто из внешних игроков в регионе оказался в выигрыше от произошедшего?
В Вашингтоне рвут и мечут, Госдепартамент уже заявил, что переворот ставит под угрозу помощь Судану со стороны США. И вообще – следует пересмотреть нормализацию отношений между Израилем и Суданом в свете сегодняшних событий и антидемократического путча.
Понять американцев можно: буквально накануне переворота премьер-министр Абдалла Хамдук и глава Суверенного совета генерал аль-Бурхан при посредничестве спецпредставителя США Джеффри Фелтмана достигли соглашения о сотрудничестве. И вдруг такой афронт для администрации Байдена, зацикленной на теме демократии.
Но в том и дело, что Белый дом за последнее время продемонстрировал исключительную гибкость в понимании «демократии». Судан важен Вашингтону, а потому все сведется к «10%», как и в истории с Египтом. Ас-Сиси в Вашингтоне тоже в чем только ни обвиняли и чем только ни грозили – но в итоге военную помощь сократили только на эти самые 10%. Поэтому – покричат и вновь начнут сотрудничать.
И ведь вот что интересно: в самом Израиле, вопреки реакции США, говорят о готовности поддержать суданскую армию. В Иерусалиме считают, что аль-Бурхан – это та сила, которая действительно хочет сближения с еврейским государством.
Реакция Саудовской Аравии и ОАЭ на произошедшее была крайне сдержанной. Военным Судана слегка погрозили пальцем, мол, «аккуратнее надо», но на этом все и закончилось. Военные гарантируют стабильность – а это как раз то, что и нужно саудитам и Эмиратам в этом регионе.
Все во благо интересам мирового империализма
В Турции переворот тоже сдержанно осудили – но сделали это явно для соблюдения приличий. Положено в международной практике это осуждать – вот Анкара и высказалась. В реальности же Турция ничего от произошедшего не потеряла: Абдул Фаттах аль-Бурхан, который был архитектором поворота Хартума в сторону Анкары, вместе со своим заместителем Мухаммадом Дагло, создававшим почву для турецких инвестиций, остались у власти. А вот местное антитурецкое лобби «гражданских» этой власти лишилось надолго.
Интересы Китая этот переворот совершенно не затрагивает – Пекин крепко оседлал Южный Судан и спокойно там работает, окопавшись так, что никому его не сдвинуть. В итоге сложилась парадоксальная ситуация – практически все основные внешние игроки в Судане оказались в выигрыше. Что является хорошей новостью для аль-Бурхана, ведь такое отношение – гарантия устойчивости тех, кто вчера пришел в Хартуме к власти.
А на разговоры про «антидемократический переворот» особого внимания обращать не следует. Все люди взрослые и все прекрасно понимают, что по нынешним временам в Северной Африке и на Ближнем Востоке это не более чем фигура речи.