Сравнительная карменология

27 октября 2006, 0:00
no image

В среду в киевском театре имени Ивана Франко состоялась премьера спектакля «Кармен.TV» в постановке театра современной хореографии «Киев модерн-балет». Это событие наглядно показало, что и в Украине балет как искусство еще вполне жизнеспособное явление, которое может быть актуальным.


 


алет на сцене драматического театра — это, наверное, странно. Есть же, в конце концов, площадка Киевской оперы. Но в случае с «Кармен.TV» в этом сочетании прослеживается своя логика. Действо, поставленное молдавским хореографом Раду Поклитару, худруком «Киев модерн-балета», больше похоже на драматический спектакль, нежели на балет, каким его обычно себе представляют. В его «Кармен.TV» оказалось даже свое ружье, которое к финалу оглушительно выстрелило.


Раду Поклитару обещал, что это будет предельно неакадемичная версия истории о роковой цыганке, и он ответил за свои слова. Единственное, что можно было предсказать в ходе спектакля,— это музыку Жоржа Бизе, взятую как основу. И то время от времени она неожиданно прерывалась то пением сверчков, то каким-то гамом, похожим на шумный митинг. Визуальная же часть представляла собой полуторачасовое буйство фантазии, девятибалльный балетный шторм. Полтора десятка молодых людей без пуантов выворачивались наизнанку, выбрасывая в воздух кубометры страсти. В правом углу сцены все это время сидела одетая современно, не по фасону (в сравнении с остальными), девушка с лицом Любови Орловой и пялилась в телевизор, лишь изредка подключаясь к действию. После антракта приемник повернули экраном в зал, и стало понятно, что девушка изучает помехи. Перед занавесом она обнимет единственного оставшегося в живых любовника Кармен и усадит его рядом с собой. Вся откипевшая страсть растворится в потоке бессмысленного телемусора. Это и будет то самое ружье.


Раду Поклитару — бунтарь. Он уходит от закостенелости академического балета, отвергая его тотальную высокопарность, классицизм и усыпляющую монотонность. Его артисты не танцуют, а остервенело рвут в клочья воздух, демонстрируя безумный атомный блеск в глазах и какую-то совсем уж не балетного формата ярость. При этом его спектакль предельно серьезен и по-настоящему трагичен. Только трагедию Поклитару видит свою. Взяв у традиционного балета нужную ему технику, он со своей труппой сумел сохранить первобытную сырость эмоций.


Артисты «Киев модерн-балета» друг друга лижут, тискают, сливаются в недружеских поцелуях, выдают танцы, способные по развязности поспорить с канканом, и вообще совершают много таких характерных движений, которые мужчины и женщины обычно предпочитают совершать вдали от посторонних глаз. Поклитару этим хотел показать страсть в ее истинном, полном непристойной чистоты виде. И тот, кто пожелает бросить камень в его огород, пусть освежит в памяти ту же новеллу Мериме, являющуюся кровавой эротической повестью.


 


Театр «Киев модерн-балет»


 


Создан в 2006 г. в Киеве. Художественный руководитель — молдавский хореограф Раду Поклитару (1972 г.р.), один из самых известных молодых балетмейстеров Европы. В труппе 16 танцоров, все — украинцы. «Киев модерн-балет» задуман как авторский театр, где формирование репертуара и художественные приоритеты определяются постановками одного хореографа (Раду Поклитару). Педагоги театра — Сергей Бондур, Алексей Бусько и Кристина Шишкарева. Театр создан на средства известного бизнесмена и мецената Владимира Филиппова, президента украинско-британской компании ЗАО «Интэко».


 


Раду Поклитару: «В Большом театре я гость, а в Киеве — дома»


 


ВОПРС: Вам приходилось видеть оригинальные постановки «Кармен» других хореографов?



ОТВЕТ: Есть замечательный спектакль «Кармен» шведского хореографа Матса Эка на музыку Родиона Щедрина «Кармен-сюита». Есть потрясающий спектакль британца Мэтью Берна с названием «Кар мен» — грубо говоря, «Авто-мужик» — о каком-то заброшенном автосервисе 50-х годов прошлого века. А еще я видел фрагменты гениальной постановки, в которой действие происходит в ЮАР, а поют только негры. При этом они поют на местном наречии, на которое переведена партитура Бизе.


 


В: Чем вас заинтересовало предложение поработать с «Киев модерн-балетом»?


 


О:  Это не совсем точная постановка вопроса. Мне предложили не поработать с этим театром, а создать его. Театр был создан с нуля и все шаги по его созданию — это мой труд за последние полгода. И эта труппа отличается от других случаев моей работы по приглашению (в том же Большом театре) тем, что там я гость, а здесь я как у себя дома. Это моя труппа, мои артисты.


 


В: У вас уже намечена вторая постановка?


 


О: Да. Премьера планируется на 27 декабря. Но я еще не определился с названием. Мы хотим показать спектакль на сцене Национальной музыкальной академии имени Чайковского.


 


В: Почему для «Кармен.TV» была выбрана сцена Театра имени Франко, а не Киевской оперы?


 


О: Это связано с моими предпочтениями как режиссера и балетмейстера. Я люблю, чтобы сцена была не совсем маленькой и не очень большой. Я люблю, чтобы был хороший свет, профессиональная команда и замечательная театральная аура. Все это в Театре Франко есть.


 


В: Вы можете кратко сформулировать идею «Кармен.TV»?


 


— Я не всегда занимаюсь тем, что делаю какие-то конкретные послания зрителю. Я скорее даю ему возможность трактовать эту историю самому. Для меня Кармен — это птица Феникс любви. Она не может умереть, потому что любовь не умирает никогда.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи