Для того чтобы современный киевский театр смог выжить, нужно быть или таким известным, как Богдан Ступка, или таким авантюрным, как Виталий Малахов. Все уже свыклись с тем, что театр в Украине — это не прибыльное и вообще не коммерческое предприятие. Тем не менее, Малахов строит на Андреевском спуске новый театр. А кроме этого он совершает и вовсе сумасшедший поступок. В будущем сезоне на подмостках его театра будут идти постановки почти исключительно молодых украинских драматургов.
— Виталий Ефимович, что-то не припомню, когда у нас театр строили что называется «с фундамента»?
— Да, действительно, это первое за лет сто строительство в Киеве именно театрального здания. За недавнее время сразу несколько труп обрели свои подмостки: но ведь все данные помещения уже существовали и просто переоборудованы «под театр». Театр будет называться «Киевский драматический академический театр на Подоле». Практически это подвиг со стороны столичной власти. Кстати, мы не почувствовали смену мэра. Театр, думается, будет окончательно достроен уже в следующем году, ко Дню Киева. Зал будет на 300-400 человек. Такой же зал, например, сейчас в нашем ТЮЗе.
— Но власть в городе все-таки сменилась. Что теперь будет с дотацией столичных театров?
— Как-то один из очень уважаемых мною киевских режиссеров очень удачно подметил: «Дотации на самом деле — не дотации государства театру, а дотации государства зрителю». Понятно, что явное занижение цен на билеты — чисто человеческая солидарность с нашими поклонниками. Верю, что и нынешний киевский мэр Леонид Черновецкий, человек известный своими представлениями о духовности, понимает, о чем идет речь.
— А о чем идет речь?
— Жизнь — это движение. Надо становиться современнее. К примеру, как происходит у нас распределение бюджетных дотаций театрам? Существует некий художественный совет, собираются люди из управления культуры, из Союза театральных деятелей. Люди, скажем мягко, не совсем компетентные. К ним приходит режиссер и говорит, что у него четыре новых постановки, и ему надо 500 тысяч. В результате, ему выделяют 30 тысяч и только на один спектакль. При этом всем известно, что в каждом театре есть своя жена министра. Через нее и решаются многие вопросы финансирования. Мне же ближе и понятней опыт британцев, с которыми я работал. У них есть продюсерские организации. И работают они с распределением денег очень и очень дотошно. Проекты изучаются самым тщательным образом. В этот проект мы будем вкладывать, над воплощением вот этого придется поработать, а в этом глубоко сомневаемся. Такая стратегия прозрачна и честна. Вот смогли же Хостикоев с Бенюком решиться на свое продюсерское агентство, и разве это не славно? Но одного агентства для нас явно маловато.
— Все дело в том, что деньги распределяют не профессионалы?
— Не все. У нас идеология развития культуры еще хромает. Нет еще такого стратегического подхода у нас в управлении культурой. Да и в театрах иногда наблюдается концептуальный бедлам. Я, например, после открытия театра сразу же обращусь к нашим интереснейшим режиссерам, допустим, к тому же Андрею Жолдаку — мощнейшему харизматическому постановщику. Или к Юрию Одинокому, или к Лисовцу.
— Вы знаете рецепт, как нам стать более цивилизованными?
— Путь к цивилизации лежит через самоуважение. В Москве мне рассказывают следующий анекдот, при этом мне отчего-то гадко. Мол, черт ведет нового начальника охраны ада по своим владениям. Вот, мол, котел с грузинами — здесь необходима двойная охрана. Грузины неизвестно откуда достают вино, поют песни, и постепенно в котле оказывается первое кольцо охраны. А вот здесь евреи: тут одно кольцо, главное, не выпустить первого! Иначе всех других из котла вытащит. А здесь украинцы, и здесь охраны вообще не выставляй. Охранник изумлен. Черт объясняет: тут только один начинает вылазить, как все остальные его назад затаскивают. А я не хочу слушать таких анекдотов. Вот давайте с вашей газетой проведем акцию «Шануймось, бо ми того варті!».
— Возражений нет. Давайте попробуем уважать себя для начала хотя бы на полосе культуры нашей газеты.
— Нет, правда, уже просто невыносимо читать эти псевдоиронические заметки об украинском театре, ощущать снисходительные похлопывания по плечу. Да разве не видно, насколько наши актеры прекрасны? Хостикоев, Бенюк, Бондаренко, Вася Мазур, чем они хуже Бондарчука или Домагарова? Ничем! Только Бондарчук и Домагаров постоянно в «раскрутке», а наши хлопцы и девчата вынуждены смеяться и плакать над очередными опусами «Тины Самоваровой». Заметьте, актер, режиссер, продюсер всегда под своими именами, а горе-критики практически всегда под псевдонимами. Помните, как с «Дядей Ваней» было? Девица минут сорок посидела на премьере, назавтра спектакль в прессе об…ла, а спектакль получил 98 дипломов. Давайте мы все станем профессиональнее.
Для того чтобы современный киевский театр смог выжить, нужно быть или таким известным, как Богдан Ступка, или таким авантюрным, как Виталий Малахов. Все уже свыклись с тем, что театр в Украине — это не прибыльное и вообще не коммерческое предприятие. Тем не менее, Малахов строит на Андреевском спуске новый театр. А кроме этого он совершает и вовсе сумасшедший поступок. В будущем сезоне на подмостках его театра будут идти постановки почти исключительно молодых украинских драматургов.
— Виталий Ефимович, что-то не припомню, когда у нас театр строили что называется «с фундамента»?
— Да, действительно, это первое за лет сто строительство в Киеве именно театрального здания. За недавнее время сразу несколько труп обрели свои подмостки: но ведь все данные помещения уже существовали и просто переоборудованы «под театр». Театр будет называться «Киевский драматический академический театр на Подоле». Практически это подвиг со стороны столичной власти. Кстати, мы не почувствовали смену мэра. Театр, думается, будет окончательно достроен уже в следующем году, ко Дню Киева. Зал будет на 300-400 человек. Такой же зал, например, сейчас в нашем ТЮЗе.
— Но власть в городе все-таки сменилась. Что теперь будет с дотацией столичных театров?
— Как-то один из очень уважаемых мною киевских режиссеров очень удачно подметил: «Дотации на самом деле — не дотации государства театру, а дотации государства зрителю». Понятно, что явное занижение цен на билеты — чисто человеческая солидарность с нашими поклонниками. Верю, что и нынешний киевский мэр Леонид Черновецкий, человек известный своими представлениями о духовности, понимает, о чем идет речь.
— А о чем идет речь?
— Жизнь — это движение. Надо становиться современнее. К примеру, как происходит у нас распределение бюджетных дотаций театрам? Существует некий художественный совет, собираются люди из управления культуры, из Союза театральных деятелей. Люди, скажем мягко, не совсем компетентные. К ним приходит режиссер и говорит, что у него четыре новых постановки, и ему надо 500 тысяч. В результате, ему выделяют 30 тысяч и только на один спектакль. При этом всем известно, что в каждом театре есть своя жена министра. Через нее и решаются многие вопросы финансирования. Мне же ближе и понятней опыт британцев, с которыми я работал. У них есть продюсерские организации. И работают они с распределением денег очень и очень дотошно. Проекты изучаются самым тщательным образом. В этот проект мы будем вкладывать, над воплощением вот этого придется поработать, а в этом глубоко сомневаемся. Такая стратегия прозрачна и честна. Вот смогли же Хостикоев с Бенюком решиться на свое продюсерское агентство, и разве это не славно? Но одного агентства для нас явно маловато.
— Все дело в том, что деньги распределяют не профессионалы?
— Не все. У нас идеология развития культуры еще хромает. Нет еще такого стратегического подхода у нас в управлении культурой. Да и в театрах иногда наблюдается концептуальный бедлам. Я, например, после открытия театра сразу же обращусь к нашим интереснейшим режиссерам, допустим, к тому же Андрею Жолдаку — мощнейшему харизматическому постановщику. Или к Юрию Одинокому, или к Лисовцу.
— Вы знаете рецепт, как нам стать более цивилизованными?
— Путь к цивилизации лежит через самоуважение. В Москве мне рассказывают следующий анекдот, при этом мне отчего-то гадко. Мол, черт ведет нового начальника охраны ада по своим владениям. Вот, мол, котел с грузинами — здесь необходима двойная охрана. Грузины неизвестно откуда достают вино, поют песни, и постепенно в котле оказывается первое кольцо охраны. А вот здесь евреи: тут одно кольцо, главное, не выпустить первого! Иначе всех других из котла вытащит. А здесь украинцы, и здесь охраны вообще не выставляй. Охранник изумлен. Черт объясняет: тут только один начинает вылазить, как все остальные его назад затаскивают. А я не хочу слушать таких анекдотов. Вот давайте с вашей газетой проведем акцию «Шануймось, бо ми того варті!».
— Возражений нет. Давайте попробуем уважать себя для начала хотя бы на полосе культуры нашей газеты.
— Нет, правда, уже просто невыносимо читать эти псевдоиронические заметки об украинском театре, ощущать снисходительные похлопывания по плечу. Да разве не видно, насколько наши актеры прекрасны? Хостикоев, Бенюк, Бондаренко, Вася Мазур, чем они хуже Бондарчука или Домагарова? Ничем! Только Бондарчук и Домагаров постоянно в «раскрутке», а наши хлопцы и девчата вынуждены смеяться и плакать над очередными опусами «Тины Самоваровой». Заметьте, актер, режиссер, продюсер всегда под своими именами, а горе-критики практически всегда под псевдонимами. Помните, как с «Дядей Ваней» было? Девица минут сорок посидела на премьере, назавтра спектакль в прессе об…ла, а спектакль получил 98 дипломов. Давайте мы все станем профессиональнее.