Дикий Запад

no image

Создание коалиций в региональных «парламентах» не закреплено законодательно. Это — не более чем дань моде и реализация желания верховного партийного руководства лишний раз продемонстрировать единство своих политических сил. Однако местные парторганизации зачастую игнорируют политику центра. Они сами решают, в какие коалиции им вступать. Это наглядно демонстрирует ситуация на Западной Украине.


Вопреки расхожему мнению, далеко не вся Западная Украина окрашена в оранжевый цвет. Справедливо это утверждение только для двух областей — Черновицкой и Ровенской, в местных советах  которых сформированы более-менее устойчивые «демократические» коалиции в формате «НУ», БЮТ и СПУ. В свете последних событий будущее этих альянсов неясно. Хотя, не исключено, что они все же сохранятся. Поскольку в этих регионах влияние «социалистического раскольника» Иосифа Винского, ратующего за союз «братьев по Майдану», куда серьезнее, чем Александра Мороза, отстаивающего «брак» СПУ с ПР и КПУ.


Становлению «демократической» коалиции в совете Ровенской области способствовало наличие общего врага — губернатора от Украинской народной партии (на парламентских выборах 2006 г. она входила в блок Костенко-Плюща) Василия Червония (в мае, по требованию местных депутатов и рекомендации КМ, Президент уволил его с занимаемой должности). Еще в начале апреля «НУ», БЮТ и СПУ объявили о создании «демократического» альянса в областном совете. Позже они дружно проголосовали за избрание его спикером «бютовца» Александра Данильчука. А вот на Буковине альянс формировался тяжело. Через неделю после выборов соглашение о создании «оранжевой» коалиции в Черновицком облсовете подписали представители БЮТ и СПУ. «НУ» присоединилась к ним только через месяц. «Нашеукраинцы» до последнего не хотели отдавать пальму первенства «тимошенковцам», ведь в облсовете их силы представлены почти одинаково: 38 мандатов БЮТ и 32 — «НУ» (из 104). В результате верх взяли бютовцы, чьего кандидата на пост председателя облсовета Ивана Шилепницкого вынуждено было поддержать все «демократическое» большинство.


Более жестко «оранжевые» конкурируют за власть на Волыни, Ивано-Франковщине, Тернопольщине, Львовщине и Хмельнитчине.       


Примечательно, что в «синих» областях востока Украины такого сильного противостояния между «родственными» политическими силами не наблюдается. Возможно, потому, что Партия регионов является безусловным фаворитом, по масштабам несопоставимым, к примеру, с КПУ, «Народной оппозицией» Наталии Витренко, СПУ или тем же «Народным блоком» Владимира Литвина (эти политические силы являются ситуативными союзниками «регионалов» в отдельно взятых советах).


В Волынском облсовете официальный союз «оранжевых» так и не был заключен. Там, как и на Буковине,  БЮТ переиграл «НУ». Используя численный перевес (40 из 80 мандатов, в то время как «НУ» получила лишь 18), «тимошенковцы» добились спикерского кресла для своего соблочника Анатолия Грицюка (его конкурентом был «нашеукраинец» Николай Романюк). Для того, чтобы доказать союзникам свое превосходство, им пришлось силой захватить стратегически важные места в сессионном зале с тем, чтобы члены «НУ» не смогли сорвать голосование, блокировав президиум. Мнение СПУ при этом особо в счет не бралось, ибо социалисты в облсовете получили лишь два мандата. А вот в «парламент» Ивано-Франковской области последние вообще не прошли. Оставшись без поддержки СПУ, БЮТ, к тому же взявший вдвое меньше мандатов, чем «НУ» (37 против 62 из 110), поумерил амбиции. Во многом благодаря этому в облсовете обошлось без позиционных боев. Депутаты, явив сказочное единодушие, поддержали кандидатуру спикера, которым стал член НРУ (блок «НУ») Игорь Олийнык. Возможно, свою роль сыграло и то, что в области «хорошо стоит» блок Костенко-Плюща (в облсовете у него девять мандатов, а член входящей в блок УНП Виктор Анушкевичус стал ивано-франковским мэром).


Конфликт «НУ» и БЮТ в Тернопольском облсовете привел к расколу фракции пропрезидентского блока, из рядов которой исключили семерых депутатов, позже сформировавших собственную фракцию КУН (партия входит в пропрезидентский блок). Они вместе с БЮТ и СПУ, вопреки воле «материнской» фракции, проголосовали за спикера-«тимошенковца» Михаила Миколенко.


В отличие от своих тернопольских коллег, руководители львовских региональных организаций БЮТ, «НУ», СПУ и партии «Пора» подписали глобальное соглашение о создании коалиции демократических сил. Однако это не уберегло «оранжевых» от скандалов, разгоревшихся при избрании главы облсовета. В результате им стал «нашеукраинец», экс-замгубернатора  Мирослав Сеник, обошедший «бютовца» экс-губернатора Михаила Сендака. При этом сама фракция БЮТ едва не развалилась. Несколько ее членов отказались голосовать за г-на Сендака. Похожая история случилась в совете Хмельницкой области. Там только 16 из 24 членов фракции БЮТ  поддержали своего кандидата на спикерское кресло Владимира Кулакова. В результате пост главы облсовета достался «нашеукраинцу» действующему губернатору Ивану Гладуняку.


Пока партийные вожди делят власть в центре, местные организации решают свои маленькие проблемы, самостоятельно определяя, как и с кем им выгоднее дружить. При этом они не слишком спешат оформлять свои отношения с союзниками, поскольку, во-первых, последние зачастую являются ситуативными, а во-вторых, никакой юридической силы подобные альянсы все равно не имеют. 


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи