Деньги, оружие, газ: США и ЕС объединяются против России

2880664 Економічні новини

Торговое соглашение между США и Евросоюзом, которое на выходных заключил Трамп с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, вызвало весьма неоднозначную реакцию в Европе. Но соглашение содержит целый ряд положений, которые могут существенно повлиять на Украину, конечно, если эти положения будут реализованы на практике, относительно чего есть сомнения. Ситуация стала еще более интригующей после заявления Трампа о сокращении срока ультиматума Москве с 50-ти до 10-12 дней, что стало следствием соглашения с ЕС и, возможно, других закулисных договоренностей, опять-таки, если это реально.

Торговое соглашение в понедельник 28 июля с утра стало одной из главных новостей.

Сделка Трампа с Европой

Агентство Reuters предало гласности некоторые подробности рамочного торгового соглашения США и Евросоюза.

Согласно договоренностям, с 1 августа будет введена базовая пошлина в 15% на европейские товары, ввозимые в США, что следует рассматривать как некий «подарок мистера Трампа Европейскому континенту».

Взамен ЕС обязуется закупить у США энергоносители и военную технику. Энергоресурсов будет закуплено на $750 млрд, а военной техники, по словам Трампа, «огромное количество».

Соглашение также «проясняет правила игры» для европейских компаний, хотя европейские власти рассчитывали на беспошлинную торговлю.

По словам Трампа, сделка позволяет избежать обострения спора между двумя крупнейшими экономиками, на долю которых приходится почти треть мировой торговли.

Эта «сделка» вызвала в Европе далеко не радостную реакцию.

В частности, из Германии идут противоречивые оценки заключённой вчера торговой сделки США и ЕС.

Канцлер Мерц заявил, что соглашение позволило избежать «ненужной эскалации трансатлантических торговых отношений, которая могла бы серьезно навредить экономике Германии, особенно в сфере автомобилестроения».

По его словам, снижение пошлин с 27,5% до 15% — ключевое достижение сделки.

Вместе с тем канцлер подчеркнул, что «европейцы могли бы защитить свои основные интересы» и ещё больше упростить торговлю со Штатами.

В то же время, Мерц признал, что немецкая экономика понесет «серьезный ущерб» от американских пошлин.

При этом он объяснил, что был готов к «асимметричному соглашению» и даже к более серьезному торговому конфликту с США.

«Я не могу сказать, что удовлетворен этим результатом, я лишь констатирую: при существующих исходных условиях с США добиться большего было невозможно», – объяснил канцлер.

В Германском промышленном союзе (BDI) высказались резче и назвали достигнутый компромисс неадекватным. Промышленники охарактеризовали его как «фатальный сигнал» для взаимосвязанных экономик по обе стороны Атлантики.

По мнению представителей индустрии, единственным положительным моментом является то, что удалось избежать дальнейшего обострения.

При этом факт заключения сделки уже вызвал рост нефтяных фьючерсов более чем на 0,3%, пишет Reuters.

По мнению аналитиков, это связано с тем, что в мире уменьшились ожидания падения спроса на нефть (что было бы неминуемо без торговой сделки, поскольку в условиях высоких пошлин началось бы замедление экономик).

Франции также не понравилось торговое соглашение ЕС с США.

«Это мрачный день, когда альянс свободных народов, объединившихся для отстаивания своих ценностей и защиты своих интересов, решает подчиниться», – написал премьер Франции Франсуа Байру в Х.

Реальность этой сделки уже вызывает сомнения.

Европа не сможет обеспечить вливания в экономику США в рамках торговой сделки, сообщает Politico со ссылкой на европейских чиновников, которые признают, что в ЕС не смогут гарантировать инвестиции в размере $600 млрд в экономику США.

Издание уточняет: деньги будут поступать не из госинвестиций, а от частных компаний в Европе, которые Брюссель не контролирует. Один из собеседников добавил, что цифру $600 млрд обсуждали с представителями бизнеса, чтобы «выяснить их инвестиционные намерения».

Наиболее важными с точки зрения интересов Украины являются содержащиеся в соглашении договоренности ЕС и США в энергетической сфере, но здесь же содержатся сомнительные позиции, вызывающие вопросы у специалистов.

Еврокомиссия пообещала США полностью заменить российскую нефть и газ американским СПГ и ядерным топливом, заявила глава ЕК Урсула фон дер Ляйен.

По ее словам, страны ЕС «все еще закупают слишком много российского газа», а нефтепродукты из РФ продолжают поступать «через черный ход».

Трамп заявил, что США будут продавать странам НАТО военную технику, которую те смогут передавать Украине. По его словам, «партнеры будут делать с этим оборудованием все, что захотят».

Возникает вопрос, откуда ЕС возьмет средства, чтобы закупить у Штатов «огромные количества» крайне дорогих американских вооружений, равно как и то, способны ли Штаты «огромные количества» этого оружия произвести с учетом нехватки квалифицированных кадров, деиндустриализации, крайней зависимости от Китая в целых отраслях экономики и так далее, но это отдельная тема.

«Энергетические миражи» торгового соглашения

К тому же, не все так просто с обещанными закупками Европой энергоносителей у США.

Обещание ЕС импортировать энергоносители из США на сумму 250 миллиардов долларов — бред, пишет в колонке для Reuters Клайд Рассел (Clyde Russell), обозреватель по азиатским сырьевым товарам и энергетике.

Автор публикации обращает внимание на то, что Соглашение предусматривает импорт ЕС энергоносителей из США, которые в настоящее время в основном представлены сырой нефтью и сжиженным природным газом (СПГ), на сумму 250 миллиардов долларов в год в течение трех лет.

Обозреватель утверждает, что это иллюзорный уровень импорта, удовлетворить который у ЕС практически нет шансов, и который американским производителям также будет трудно обеспечить. Но если бы ЕС каким-то образом сумел увеличить импорт энергоносителей из США до отметки в 250 миллиардов долларов в год, это также оказало бы огромное негативное влияние на потоки энергии во всем остальном мире.

Автор публикации при водит следующие цифры для понимания абсурдности постановки вопроса.

По данным, собранным аналитиками энергетической компании Kpler, в 2024 году 28 стран ЕС импортировали 3,38 млрд баррелей сырой нефти, доставленной морем.

Если предположить, что объемы в 2025 году останутся прежними, а средняя цена за баррель составит около 70 долларов США, это означает, что ЕС заплатит за свою сырую нефть около 236,6 млрд долларов США.

Импорт ЕС из США в 2024 году составил 573 млн баррелей, и если этот показатель повторится в этом году, его стоимость составит около 40,1 млрд долларов.

В 2024 году ЕС импортировал 82,68 млн метрических тонн СПГ, что обошлось примерно в 51,26 млрд долларов США, если предположить среднюю цену около 12 долларов США за миллион британских тепловых единиц (ммБТЕ).

Импорт сверх-охлажденного топлива из США в 2024 году составил 35,13 млн тонн на сумму около 21,78 млрд долларов.

ЕС также закупает уголь из США, причём большую часть составляет более ценный коксующийся уголь, используемый для производства стали.

Общий объем импорта коксующегося угля в ЕС в 2024 году составил 6,72 млрд долларов США при средней цене 200 долларов США за тонну, а импорт из США оценивался в 2,67 млрд долларов США.

Суммарная стоимость импорта ЕС сырой нефти из США, СПГ и коксующегося угля в 2024 году составила около 64,55 млрд долларов США.

Это около 26% от 250 миллиардов долларов, которые ЕС должен тратить на энергетику США в год в соответствии с рамочным соглашением.

Если бы ЕС увеличил импорт американской сырой нефти, СПГ и коксующегося угля до 250 млрд долларов, на его долю пришлось бы 85% всех расходов на эти энергоносители.

По данным Kpler, в 2024 году Соединенные Штаты экспортировали 1,45 млрд баррелей сырой нефти, что составило 101,5 млрд долларов при цене 70 долларов за баррель.

Поставки СПГ из США в 2024 году составили 87,05 млн тонн, что эквивалентно примерно 54 млрд долларов США при средней цене 12 долларов США за млн БТЕ.

В 2024 году США экспортировали 51,53 млн тонн коксующегося угля на сумму 10,3 млрд долларов по средней цене 200 долларов за тонну.

Суммарная стоимость всех трех видов энергоносителей дает общую сумму в 165,8 млрд долларов США. Это означает, что даже если бы ЕС купил весь объем американского экспорта нефти, газа и угля, он все равно не достиг бы 250 млрд долларов США.

Автор публикации подчеркивает, что масштаб этого заблуждения, вероятно, превышает то, о чем Трамп и Китай договорились в так называемой торговой сделке «Фаза 1» в декабре 2019 года, в рамках которой Китай должен был закупить у США энергоносители на сумму 200 миллиардов долларов дополнительно к концу 2021 года. Причем Китай никогда даже близко не подходил к такому уровню закупок, а его импорт американских энергоносителей даже не достиг того уровня, который был до начала Трампом своей первой торговой войны в 2017 году.

При рассмотрении рамочного соглашения между Трампом и фон дер Ляйен есть несколько оговорок.

Во-первых, известны не все детали, и считается, что в эти 250 миллиардов долларов энергии также входит ядерное топливо, хотя даже если включить его, это будет лишь небольшая сумма.

Во-вторых, сделка, вероятно, будет включать очищенное топливо, поскольку экспорт США в ЕС таких продуктов, как дизельное топливо, составит почти 110 миллионов баррелей в 2024 году на сумму около 10,9 миллиарда долларов США при цене 100 долларов США за баррель.

Но по-прежнему очевидно, что обязательство закупить энергоносители в США на сумму 250 миллиардов долларов совершенно нереально и недостижимо.

Свою публикацию в Reuters Клайд Рассел оканчивает саркастическим пассажем, который можно перевести следующим образом:

«Умные люди, должно быть, это понимают, и возникает вопрос: зачем соглашаться на явно смехотворную цифру? Что произойдет, когда станет очевидной неизбежная неудача?
Возможно, ЕС надеется на тот же исход, что и Китай в первой торговой войне с Трампом в 2019 году.

Засекайте время, говорите вежливо и надейтесь, что со следующим президентом США будет легче иметь дело».

От себя добавим, что Украина не может спокойно ждать «следующего президента США, с которым будет легче иметь дело».

Поскольку все это, как ни странно, может оказать или не оказать серьезное влияние на войну в Украине, о чем далее.

«Вам слово, «товарищ» Трамп!»

Когда содержание Соглашения между США и ЕС стало известно и активно обсуждалось в медиа, Трамп неожиданно «взял слово», как известный старшему поколению «товарищ маузер» у Владимира Маяковского.

Трамп сделал ряд сенсационных заявлений о том, что сократит 50-дневный ультиматум Москве для согласия на перемирие с Украиной, потому что «уже знает ответ»

Напомним, президент США угрожал Путину, что если в течение 50 дней, то есть до конца августа, он не согласится на перемирие в Украине, то США ведут 100%-е вторичные пошлины в отношении покупателей российских энергоресурсов.

Сегодня во время встречи с британским премьером Стармером Трамп сделал ряд заявлений о сокращении срока до 10-12 дней

«У нас с вами были обсуждения, и мы думали, что уже не раз пришли к какому-то решению. А потом президент Путин выходит и начинает запускать ракеты в какой-нибудь город вроде Киева, убивает много людей, и я говорю: так делать не надо. Так что посмотрим, что из этого выйдет. Я очень разочарован в президенте Путине. Поэтому нам придётся пересмотреть это, и я собираюсь сократить те 50 дней, которые я ему дал, до меньшего числа, потому что, думаю, я уже знаю ответ», – заявил Трамп.

Он подчеркнул, что не видит желания Путина завершить войну, а потому сокращает срок своего ультиматума.

«Нет смысла ждать. Это были 50 дней, сейчас будет 10-12 дней. Я хотел быть щедрым, но мы просто не видим никакого прогресса», – пояснил Трамп о сокращении дедлайна для РФ.

При этом Трамп заявил, что «с любовью относится к российскому народу» и не хотел бы вводить санкции из-за Украины, но намерен ввести жесткие вторичные санкции (пошлины против стран, которые покупают российские нефтепродукты), если не будет прогресса по перемирию.

«Мы введем вторичные санкции против России, если не заключим соглашение. Возможно, мы заключим соглашение. Я не знаю. Путин должен заключить соглашение», – сказал Трамп, оставляя Москве возможность заключить перемирие.

Трамп заявил, что намерен «сегодня или завтра» официально подтвердить новый срок для заключения перемирия в Украине.

Кроме того, Трамп заявил, что больше не заинтересован в разговорах с Путиным.

«Я не знаю. Мне уже не так интересно разговаривать. У нас бывали такие приятные беседы, такие уважительные и хорошие беседы. А потом на следующую ночь люди умирают от ракеты. Так что не знаю. Посмотрим, что будет», – заявил президент США.

Трамп вполне справедливо подчеркнул, что Россия могла бы быть «очень богатой», но «вместо этого они тратят все деньги на войну».

«Путин хотел заключать с нами торговые сделки. Он всё время об этом говорит. И я представлял себе, что у нас может быть много торговли с Россией — у них ведь много ценных ресурсов. Если говорить о редкоземельных металлах — у них их действительно много, правда? У них почти все возможные виды. Земля у них огромная. Россия могла бы быть такой богатой. Она могла бы быть очень богатой. Она могла бы процветать, как почти ни одна другая страна. Вместо этого они тратят все деньги на войну. Всё — на войну и убийства, и это для меня не имеет смысла. Я думал, он захочет поскорее всё это закончить. Мне правда казалось, что это плохо», – заявил президент США.

Словом, «лето перестало быть томным».

Гадания вокруг вторичных санкций

Правда, сразу же зазвучали скептические голоса, в частности, издание The Wall Street Journal в статье о новом ультиматуме Трампа России пишет, что аналитики выражают скептицизм по поводу того, что Трамп введет дополнительные тарифы для таких стран, как Индия и Китай, которые покупают российское сырье.

Как отмечается, существует также риск того, что Путин просто проигнорирует этот пакет мер, в результате чего у Трампа останется меньше рычагов влияния на российского лидера, считает Эд Арнольд из Королевского института объединенных служб, и «это может привести к обратному результату».

Очевидно, на решение Трампа повлияла торговая сделка с ЕС, который взял обязательство увеличить закупки американских энергоносителей вместо российских.

Возможно, есть некие непубличные договоренности с Саудовской Аравией об увеличении добычи и с Индией об отказе последней от закупки российской нефти, но это только предположения.

В то же время, есть следующие факты.

После того, как американцы и европейцы заключили торговое соглашение, одним из элементов которого является обязательство ЕС увеличить закупки американских нефти и газа, в том числе, за счет прекращения (или резкого сокращения) закупок энергоносителей в России, министр торговли США Латник, заявил, что министр финансов Бессент обсудит санкции против России на встрече с руководством Китая.

Трамп, в случае отказа Путина от завершения войны, угрожает ввести 100% пошлины против тех стран, которые будут покупать российские энергоносители. То есть, фактически весь мир будет поставлен Америкой перед выбором – либо продолжать закупать нефть и газ в России и потерять доступ на рынок США, либо сохранить доступ на рынок США, но отказаться от закупок российских энергоносителей.

К тому же, как видим, Трамп сократил срок действия ультиматума с 50-ти до 10-12 дней, то есть введение 100%-х пошлин может произойти уже через 12 дней.

Потенциально это может нанести удар грандиозной силы по российской экономике, радикально обрушив экспорт (даже с учетом возможностей обхода санкций). Россия окажется в ситуации фактически полной международной экономической изоляции, как Ирак времен позднего Хусейна, Югославия с 1992 по 2000 год или же режим апартеида в ЮАР с конца 1980-х годов, когда санкции против него стали реально применять страны Запада.

Впрочем, повторим, в России и даже на Западе распространены скептические оценки перспектив подобных санкций. До сих пор считалось, что Трамп не решится их вводить из-за опасений нового витка торговый войны и роста цен на нефть.

Но после последних заявлений Трампа вероятность введения 100%-х санкций нельзя считать нулевой. Особенно с учетом заявленных планов увеличения поставок американских энергоносителей в ЕС за счет вытеснения с рынка российской нефти и газа, даже если это не удастся сделать в полной мере, как сказано выше.

Удержать цены можно будет за счет увеличения добычи как в самих Штатах, так и в других нефтедобывающих странах. Таким образом, вытеснение российских энергоносителей приведет к резкому росту доходов их конкурентов из других стран.

Сломать этот сценарий и побудить США отказаться от введения вторичных санкций может только Китай. Если Пекин однозначно заявит, что продолжит покупать российские энергоносители, а в ответ на введение 100% пошлин Штатами введет аналогичные пошлины на товары из США, то Вашингтон, с большой долей вероятностью, от идеи вторичных санкций откажется, чтобы не провоцировать новый виток мировой торговой войны. Или после введения санкций вскоре их отменит или приостановит.

Тем более, что вслед за Китаем аналогичную позицию могут занять и многие другие страны, что станет тяжелейшим геополитическим поражением США.

Это будет «потеря лица» Трампом и Штатами.

Для Украины, в этом случае, тоже ничего хорошего не будет.

Если же Китай даст понять, что подчинится вторичным санкциям США и перестанет закупать российские нефть и газ, то у Кремля будет три следующих варианта.

Первое – согласиться на прекращения огня, возможно, попытавшись выторговать взамен у США побольше уступок.

Второе – продолжать войну в фактической изоляции, при этом сокращая социальные, инфраструктурные и прочие невоенные расходы с перспективой тяжелейшего кризиса в экономике в долгой войне на истощение.

Третье – воспринять вторичные американские санкции как объявление войны и пойти на увеличение эскалации вплоть до ультиматума с ядерной угрозой, если санкции не будут отменены.

Итак, вопреки неоднократно высказывавшимся обоснованным сомнениям, Трамп своими заявлениями показывает готовность ввести 100%-е вторичные санкции в случае невыполнения Москвой ультиматума, срок которого Трамп сократил.

Повторим, на его решение, очевидно, повлияла торговая сделка с ЕС, содержащая условия, касающиеся энергетики. Возможны также наличие неких неафишируемых договоренностей с Саудовской Аравией об увеличении поставок нефти, а также с Индией ка кс одним из крупнейших потребителей российской нефти об отказе от нее.

Если вышесказанное имеет место, то все зависит от позиции Китая, как выше тоже говорилось.

Других же средства воздействия на Москву у США отсутствуют, кроме прямого вступления в войну с Россией, но пока это исключено.

В то же время, имеются большие сомнения в том, что Китай пойдет на попятную, отказавшись от закупок российской нефти.

В связи с этим, перспективы окончания войны в Украине остаются по-прежнему туманными…


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Видео
Все статьи