Украинская IT-индустрия в последнее десятилетие стала одним из наиболее динамичных секторов экономики. Украина уже несколько лет позиционируется на мировом рынке как одна из наиболее успешных стран по экспорту IT-услуг.
О тенденциях и реалиях IT-бизнеса «Экономические новости» поговорили с юристом, СЕО компании Raccoon Светланой Малеванной.
Как вы оцениваете ситуацию на рынке IТ в последние годы? Какие перспективы развития сферы IT в Украине?
Безусловно, индустрия IT у нас развивается очень стремительными темпами. Но, прежде всего, стоит разделять рынок на продуктовые компании и аутсорт. Продуктовые компании – это компании, которые разрабатывают свой продукт или услугу, (как продукт – ред). То есть, компания создает свои IT продукты, владеет технологией и занимается стратегией развития такого бизнеса. Аутсорт компании разрабатывают услуги по заказу третьих лиц.
Оба направления активно развиваются сейчас, но имеют разную ценность для страны. Продуктовые – создают интеллектуальную собственность, создают больше рабочих мест, платят налоги по более высоким ставкам, аутсорт – больше приносит денег в страну, но меньше платят налогов.
В аутсорт компаниях выше зарплаты, в то время как в продуктовых компаниях привлекают опционами, так называемыми акциями, которые сотрудник сможет продать, когда компания будет стоит много миллионов или сотен миллионов долларов.
Чем сегодня наша страна привлекательна для базирования и регистрации здесь IT-компаний?
Я бы выделила три ключевых блока.
Первое – это хорошее образование и инфраструктура для развития IT индустрии. Нам досталось хорошее инженерное наследство, которое мы сумели развить. Например, взять КПИ (Киевский политехнический институт), на базе которого сейчас развивается множество проектов.
Второе – налогообложение и простота ведения бизнеса. У нас очень привлекательные налоговые ставки по сравнению с любой ведущей страной (ЕС, США, Канада). Да, у нас есть недостатки по работе самих налоговых органов, по работе судебной системы из-за чего к нам не спешат в страну инвесторы. Они не спешат инвестировать в компании, зарегистрированные в Украине. Но они с удовольствием работают с Украиной и заказывают у украинских компаний и ФОПов услуги как аутсорт, инвестируя в продуктовые компании через иностранные прослойки, чтобы получить соответствующую защиту прав миноритариев.
Но при этом хочу добавить, что по сравнению с Польшей, Германией, США, где всячески дотируют начинающие проекты, дают гранты, в нашей стране все это долгое время отсутствовало. Только в последние годы начали предприниматься шаги в данном направлении.
По Вашему мнению, что необходимо для развития IT-рынка в дальнейшем со стороны государства?
Для инвестирования в нашу страну нужно обеспечить защиту интересов миноритарных инвесторов, обеспечить стабильную и прозрачную работу налоговых и судебных органов.
Для IT компаний – привести трудовое законодательство к современным требованиям. Трудовой кодекс у нас – 1971 года с огромным количеством правок, которых уже так много, что они противоречат друг другу и решить вопрос с трудовым рабством.
Также содействовать созданию IT-хабов по разным сферам, помогать с контактами и партнерствами, содействовать созданию технологий и их патентованию.
Пандемия коронавируса ускорила диджитализацию сферы бизнеса и услуг во всем мире, отрасль сейчас стремительно растет, однако имеется дефицит кадров. Как решается вопрос в данном направлении? Насколько высоки запросы рынка квалифицированных IT-специалистов в Украине?
Поскольку пандемия увеличила спрос на диджитализацию, еще больше IT компаний перешли на удаленную работу. Украина в разы выросла в плане спроса на IT специалистов. В стране – минимум 35 тысяч человек – это нехватка IT специалистов. Но важно заметить, что рынок заинтересован в квалифицированных кадрах.
Что самое важное для перехода человека из другой сферы в IT? Каких работников хотят видеть компании?
Учитывая то насколько быстро развивался спрос на IT специалистов в связи с пандемией, многие компаний спорят, что сейчас важнее: софт скилы (soft skills — универсальные профессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и взаимодействовать с другими людьми – ред.) или хард скилы (hard skills — узкие профессиональные навыки, которые нужны для решения конкретных задач в повседневной работе).
Я лично считаю, что для аутсорт компаний более важны хард скилы, для продуктовых – софт. Но я, как представитель продуктовой компании, скажу, что это ни в коем случае не значит, что для нас не важны хард скилы сотрудника. Просто софт скилы – это обязательное требование, а по хард скилам будем понимать, готовы ли мы вкладывать соответствующий ресурс в обучение человека.
Одним из мотиваторов перехода в IT считаются привлекательные зарплаты. Приходят ли в IT люди, которых деньги мотивируют больше, чем интерес к самой работе?
Однозначно, да. В некоторых сферах IT зарплаты очень завышены именно из-за нехватки кадров. В связи с тем, что позиции и высокие з/п получают специалисты, которые не справляются со своей позицией, это негативно сказывается на их работе и как следствие – на развитии компании и индустрии в целом.
Но большие деньги в IT-сфере, как и в большинстве других, можно заработать только при условии, что есть соответствующие знания и навыки и при этом постоянно нужно вкладывать время и деньги в свое личное развитие.
Говоря о вложении денег, еще пару лет назад тема инвестирования казалась для многих запутанной и сложной. Сейчас видим, что та же IT отрасль развивается за счет инвестиций. Скажите, какой рынок для вложений будет привлекательным в 2022 году?
Вложения – это риски. Поэтому прежде чем инвестировать деньги в тот или иной сектор, его стоит хорошо изучить. Я бы рекомендовала «раскладывать яйца в разные корзины», то есть, сочетать разные способы получения дохода. Вкладывать, например, часть денег на депозит в банке, часть – инвестировать в акции, а еще часть – в криптовалюту или заняться краудинвестингом – вкладывать в стартапы. Сейчас это – перспективное направление.