В настоящее время Украина находится в процессе реформирования налоговых органов страны. Хотя в начале этого года было много оптимизма в связи с созданием Бюро экономической безопасности, сейчас, по мере того как новое ведомство постепенно обретает реальные очертания, возникают уже знакомые проблемы.
Налоговые органы Украины традиционно рассматриваются деловыми кругами страны как серьезная угроза. Ряд сложных и зачастую неоднозначных законов постоянно создавали возможности для различных контролирующих и правоохранительных органов оказывать давление на легальный бизнес. Это привело к широко распространенной коррупции и использованию политиками и олигархами, которых часто обвиняют в использовании налоговых органов в качестве рычага давления на своих конкурентов и оппонентов. Как информируют Экономические новости, об этом пишет The Atlantic Council.
Еще одной серьезной проблемой является широкий спектр различных государственных органов, имеющих право вмешиваться в дела бизнеса. На протяжении многих лет часто случалось, что бизнесмены выигрывали битву с налоговой службой, а затем сталкивались с экономическим отделом Службы безопасности Украины или Национальной полиции. Излишне объяснять, что это мало способствовало экономическому росту или улучшению инвестиционного климата в стране.
Учитывая эти проблемы, Бюро экономической безопасности было задумано как зонтичный орган, который будет расследовать все виды экономических преступлений и служить платформой для конструктивного диалога между государством и бизнес-сообществом. В случае эффективной реализации эта реформа способна значительно улучшить условия ведения бизнеса в Украине.
Однако вместе с большими возможностями появляются и большие угрозы. Широкие полномочия, предусмотренные для Бюро экономической безопасности, могут быстро превратиться в монстра, если их не контролировать. Здесь есть очевидные возможности для коррупции и злоупотребления властью, поэтому крайне важно, чтобы новое ведомство оставалось независимым от олигархического и политического влияния.
Нынешние власти, включая Офис Президента Зеленского, демонстрируют несколько двусмысленное отношение к этим реформам. С одной стороны, они охотно признают недостатки существующей системы и высказываются в поддержку масштабных реформ. В то же время, они часто демонстрировали явное нежелание играть по правилам более зрелых демократий, где многое зависит от сдержек и противовесов, обеспечиваемых независимостью отдельных государственных органов.
Например, администрация Зеленского обвиняется во вмешательстве в деятельность государственного энергетического гиганта “Нафтогаз” и Национального банка Украины с целью замены независимого руководства на лояльное. Такие шаги подорвали доверие к приверженности Украины реформе корпоративного управления на государственных предприятиях, которая ранее считалась одним из немногих подлинных прорывных шагов предыдущей власти.
Законодательство, принятое в начале 2021 года, предусматривало запуск Бюро экономической безопасности к 26 сентября. Этот срок не был соблюден. Бюро должно насчитывать 4 000 сотрудников, но процесс отстает от графика в основном по техническим причинам. При этом несколько утвержденных назначений на руководящие должности уже подогревают опасения по поводу доверия к Бюро.
Бюро должен возглавить Вадим Мельник, бывший глава Государственной фискальной службы Украины. Другими словами, якобы новаторское новое ведомство будет возглавлять человек, который всю свою карьеру провел в рамках существующей украинской фискальной системы.
Также возникают вопросы относительно процесса отбора в Общественный наблюдательный совет Бюро. Согласно законодательству, этот совет из пятнадцати членов должен быть избран путем тайного голосования представителей гражданского общества Украины. Само голосование оказалось проблематичным, многие потенциальные участники жаловались, что узнали о процессе только за несколько часов до истечения срока подачи кандидатур. Критики также утверждали, что некоторые из избранных членов совета имеют связи с Офисом Президента.
Процесс найма сотрудников Бюро будет продолжаться в течение следующих нескольких месяцев. По мере формирования более полной картины будущего персонала Бюро станет яснее, является ли эта инициатива подлинным разрывом с прошлым. Будет ли в Бюро больше аналитиков, чем детективов и исполнителей? Вторым показателем намерений станет присутствие в новой структуре бывших сотрудников фискальной службы.
Еще есть надежда, что Бюро экономической безопасности сможет достичь своей цели – преобразовать отношения между правоохранительными органами и бизнес-сообществом в Украине. Однако наблюдатели от гражданского общества и международные партнеры должны внимательно следить за процессом набора сотрудников в ближайшие месяцы. Украина не может позволить себе упустить реальную возможность изменить страну к лучшему.