Реализация “минских соглашений” усилит российско-украинскую войну, которая перекинется на Евразию

16 сентября 2021, 11:24
minsk Економічні новини

Запад окажется в глупом положении, если будет продолжать настаивать на реализации "минских договоренностей" по урегулированию вооруженного конфликта на Донбассе, потому что этот якобы мирный план - не что иное, как отложенная катастрофа. Причем не только для Украины.

Семь лет назад Минский протокол был принят Украиной фактически под дулом пистолета. На Западе эти договоренности рассматриваются некоторыми политиками как некий “огнетушитель” войны на Донбассе. Кроме того, некоторые аналитики усматривают в этих соглашениях некий тормоз или предохранитель для антикитайского сближения с Россией. Но это не просто фантазия. Минский процесс на самом деле является спусковым крючком, который может сдетонировать по всей Украине. Реализация Минска не только приведет к усилению российско-украинской войны, но и перекинется на Евразию. Как информируют Экономические новости, об этом пишет Центр анализа европейской политики CEPA.

Представление о Минске как об основополагающем мирном решении конфликта на Донбассе игнорирует важнейший контекст. Как неоднократно заявлял вечный президент России Владимир Путин, Кремль считает восстановление государственности Украины ошибкой, которую якобы необходимо исправить. Такая стратегия возникла задолго до нынешнего российского правительства. Она уходит корнями вглубь веков, являясь долгосрочным проектом, в рамках которого Россия стремилась превратить украинцев в русских с помощью силы и культурного размывания. Сегодня неоимпериалистическая политика Кремля в Украине такова:

– навязывание Украине искусственного понятия “Русский мир”;
– курирование сетей российских агентов;
– убеждение украинцев с помощью пропаганды и зверств в бесполезности борьбы;
– саботаж интеграции с Западом;
– дискредитация прозападных структур;
– принижение и стремление обратить вспять успешные реформы;
– представление Украины как кризисной зоны с постоянными внутренними конфликтами.

Минский процесс предназначен для продвижения этой политики, а не для достижения мира. Возможно, участникам Минского процесса и таким чирлидерам, как Франция и Германия, тяжело это расслышать, но это совершенно очевидная позиция, исходящая из заявлений высокопоставленных российских чиновников. Тем, кто сомневается, стоит вспомнить июньское интервью советника Путина Владислава Суркова, который сказал, что “Минские договоренности” чрезвычайно выгодны для интересов России в Украине”, а министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Украину нужно “заставить корчиться на крючке Минских договоренностей”. Согласитесь, это отнюдь не слова миротворцев. Настоящая конечная цель вторжения России на Донбасс – истощение и дестабилизация Украины посредством так называемого “мирного процесса”.

Украинцы не глупцы. Невзирая на кремлевскую пропаганду и восторженные речи некоторых западных дипломатов, украинцы прекрасно знают, что война на Донбассе – это никакой не внутриукраинский конфликт, а реальное и фактическое российское вторжение. Согласно опросу, проведенному в 2021 году группой “Рейтинг”, более 70% украинцев считают Россию агрессором.

Опросы, проведенные в 2021 году DIF и Центром Разумкова, показали, что около 70% украинцев считают конфликт на Донбассе российско-украинской войной. Кроме того, последние опросы показывают, что украинцы отвергают ключевые положения Минского протокола. Большинство не приемлет никакого “особого статуса” или автономии для Донбасса. Согласно опросу центра Разумкова в 2020 году, 54% украинцев считают, что оккупированные территории Донбасса должны быть возвращены Украине с их довоенным статусом. И только 9% считают, что эти территории могут остаться под российским контролем. Идею предоставления автономии восточным территориям поддержали только 19%. Более 60% отвергают амнистию для тех, кто воевал против украинских войск, или требование Кремля о проведении “местных выборов” на оккупированном Донбассе. В целом все эти положения широко рассматриваются как самая большая угроза безопасности Украины при реализации минских соглашений.

Данные этих социологических опросов подтверждаются массовыми протестами в Украине с 2014 года. Против выполнения Минска прошли десятки протестов, возглавляемых ветеранами и активистами. В некоторых из них приняли участие десятки тысяч человек. И эта оппозиция будет только усиливаться. В войне на Донбассе участвовало более 400 000 человек, тысячи погибли.

Однако если нынешняя ситуация – кровавая и грязная со стороны Кремля, то она будет намного хуже, если минские положения будут действительно реализованы. Соглашение позволит Кремлю сохранить фактическую оккупацию “определенных территорий Донецкой и Луганской областей” даже после официального восстановления суверенитета Украины, создав псевдо-правовой механизм для постоянного вмешательства в дела Украины через фиктивные органы местного самоуправления, созданные в соответствии с Минском, и через украинских депутатов, которые в конечном итоге будут избраны от этого региона.

Кремль будет использовать это для саботажа украинской государственности. Неизбежным также стало бы появление организованных Россией “сепаратистов” в других украинских регионах. Это привело бы к усилению общественного недовольства против так называемого мирного соглашения, разделило бы и дестабилизировало всю страну.

Есть и другие многочисленные недостатки Минских соглашений, которые, например, освободят Россию от компенсации Украине военных потерь, а также от политических и юридических последствий путинской агрессии. А Украина в одиночку не сможет покрыть все расходы на послевоенное восстановление, которое оценивается экспертами и правительством Украины в сумму до $100 млрд.

В Минских договоренностях также не рассматривается вопрос об оккупации Россией украинского Крыма.

Более того, реализация минских соглашений по Донбасса только усугубит политическую проблему Крыма: терпимость к продолжающейся российской оккупации, установление двойных стандартов в отношении двух территорий, находящихся в схожей ситуации, и создание впечатления, что Крым был обменян на Донбасс. Это может привести к дальнейшей радикализации некоторых элементов украинского общества и подтолкнуть Россию к более жестким репрессиям в Крыму.

Если бы ей удалось усилить свое влияние в Украине, весьма вероятно, что Россия использовала бы Украину в качестве прокси-территории для гибридных атак в Европе, как она это сделала с Беларусью. А воодушевленный успехом в реализации Минских соглашений, Кремль может применить тактику Донбасса в других странах с русскоязычным или православным населением. Например, в странах Балтии, Казахстане и на Балканах.

Но их реализация не положит конец конфликту. Минские договоренности не предлагают ни справедливого и безопасного урегулирования для Украины, ни механизма привлечения России к ответственности за войну, ни стимула оставить в мире ее соседей в будущем.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи