НАТО и Европейский Союз должны мыслить нестандартно в отношении того, как четыре члена ГУАМ - Украина, Грузия, Азербайджан и Молдова могут закрепиться в евроатлантическом сообществе государств.
Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова сотрудничали в региональной группе ГУАМ более двух десятилетий, начиная с середины 1990-х годов. Их объединили два фактора. Во-первых, три страны имели замороженные конфликты, спровоцированные Россией (Грузия, Молдова) или ее марионеточным режимом (Армения в Азербайджане). В 1990-е годы российский ирредентизм угрожал территориальной целостности Украины, а в 2014 году Россия вторглась и аннексировала Крым и развязала военную агрессию на Донбассе на востоке Украины. Второе – все четыре страны не поддерживают участие в возглавляемой Россией интеграции в СНГ и Евразии. Как информируют Экономические новости, об этом пишет The National Interest.
Несмотря на единство в этих двух областях, члены ГУАМ придерживались различных приоритетов в отношении НАТО: Грузия и Украина стремились к членству, Азербайджан предпочитал сотрудничество, а Молдова заявила о нейтралитете. Члены ГУАМ также стремились к разным уровням интеграции и сотрудничества в рамках Восточного партнерства ЕС, которое было запущено в 2010 году.
Батумская декларация, подписанная 19 июля, обещает, что Грузия, Украина и Молдова будут работать вместе во имя “мирного, демократического и процветающего европейского будущего”. “Мы подтверждаем нашу непоколебимую приверженность дальнейшему продвижению процесса нашей интеграции в Европейский Союз посредством всеобъемлющих реформ для укрепления наших демократических институтов и постепенного приближения нашего законодательства в соответствующих секторах к ключевым элементам законодательства ЕС”, – говорится в Батумской декларации. В ней также отмечается, что Соглашения об ассоциации с ЕС “являются ключевыми дорожными картами для реформ, и их непрерывная реализация представляет собой основу для укрепления политической ассоциации и дальнейшего углубления экономической и секторальной интеграции трех ассоциированных партнеров с Европейским Союзом”.
Батумская декларация вновь заявила о необходимости “европейской перспективы” для Грузии, Украины и Молдовы как наилучшего средства для обеспечения стимулов для проведения реформ. Статья 49 Римского договора ЕС, по их мнению, классифицирует их как “европейские” государства, и поэтому они считают, что “могут подать заявку на вступление в Европейский Союз”.
Батумская декларация стоит в длинном ряду подобных заявлений, сделанных за последние два десятилетия членами ГУАМ, и вряд ли изменит реальное положение дел: НАТО и ЕС по-прежнему прохладно относятся к их вступлению. Статья 68 Коммюнике июньского саммита НАТО подтвердила, что Грузия и Украина получат Планы действий по членству – обещание без графика и сроков, которое давалось на каждом саммите НАТО с 2008 года. Между тем, Восточное партнерство ЕС всегда предполагало интеграцию – но никогда не членство – бывших советских республик.
В то время как США, Канада, Великобритания, Восточная Европа и страны Балтии поддерживают предоставление НАТО плана дейстий для Грузии и Украины, Германия и Франция выступают против. Поскольку Великобритания больше не является членом ЕС, Брюссель вряд ли будет стремиться к дальнейшему расширению ЕС, делая больший акцент на углублении структур Европейского Союза.
Принимая во внимание вышеизложенные реалии, НАТО и ЕС должны мыслить нестандартно в отношении того, как четыре члена ГУАМ могут закрепиться в евроатлантическом сообществе государств. Как недавно написал министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба, “у западных столиц также есть возможность проникнуть в другие страны, где исторически властвует Москва. Соседи Грузии на Кавказе, Армения и Азербайджан, заслуживают особого внимания. Правильное построение этих отношений может в значительной степени способствовать укреплению доверия между Западом и Турцией, важным союзником по НАТО”. Кулеба отметил, что “союз между Азербайджаном и Турцией” “дает Западу возможность ограничить влияние России”.
Окно возможностей для этого открылось благодаря двум недавним событиям на Южном Кавказе. Первое – это подписание Турцией и Азербайджаном Шушинской декларации, которая де-факто создала стратегическое и военное партнерство между двумя странами. Второе – обсуждение вопроса об открытии турецкой военной базы в Азербайджане.
Оба события представляют политикам НАТО и ЕС новую динамику на Южном Кавказе и в более широком смысле на восточном фланге НАТО и Восточного партнерства ЕС. Турция, давний член НАТО со второй по численности армией, де-факто обеспечивает зонтик безопасности над Азербайджаном. После закрытия американских баз в Узбекистане в 2005 году и Кыргызстане в 2014 году, турецкая военная база в Азербайджане станет единственной нероссийской военной базой в Евразии, регионе, который Кремль давно рассматривает как свою исключительную сферу влияния, а НАТО фактически получит свою первую военную базу в Евразии.
Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова, при активной поддержке Турции и, возможно, Польши, могут стать частью евроатлантического сообщества в формате ГУАМ+, что укрепит безопасность восточного и юго-восточного флангов НАТО и Восточного партнерства ЕС. На этой большой территории Россия стремится интегрировать Беларусь в военный альянс, который будет представлять угрозу для ее соседей по НАТО и не входящих в НАТО стран, в то время как Иран, который всегда придерживался ирредентистских претензий к Азербайджану, усилится в своем антизападничестве в связи с падением Афганистана в пользу Талибана.
Подобно тому, как Шушинская декларация косвенно обеспечивает “зонтик” НАТО над Азербайджаном, формат ГУАМ+ может обеспечить “зонтик” НАТО над Грузией, Украиной и Молдовой. США увеличивают свое военное присутствие в Польше за счет передислокации из Германии, а Польша становится центром притяжения сил НАТО в центрально-восточной Европе. Польша всегда считала независимость Украины жизненно важной для своей национальной безопасности. Польша и Украина расширяют сотрудничество в сфере безопасности с Турцией, и обе страны закупают турецкие беспилотные летательные аппараты, также известные как дроны.
Турция и Польша стали влиятельными игроками в своих регионах, и их сотрудничество с ГУАМ+ принесет важные преимущества всем семи странам. Формат ГУАМ+ укрепит региональное сотрудничество в области безопасности на восточном фланге НАТО и в рамках Восточного партнерства ЕС в то время, когда отношения с Беларусью находятся в состоянии свободного падения.
Хотя страны ГУАМ+ подходят к России, исходя из своих национальных интересов, у них есть общие цели в управлении Россией как экзистенциальным вызовом безопасности. Недавняя статья Владимира Путина о “единстве русских и украинцев” показывает опасность дальнейшего допущения вакуума безопасности. Хотя России пришлось принять новую реальность растущего турецкого влияния на Южном Кавказе и более неохотно в Украине, стоит подчеркнуть, что у Турции и России разные национальные интересы на Южном Кавказе и в Евразии в целом. Турция, например, всегда голосовала в ООН за осуждение российской аннексии Крыма.
Военно-технологическое сотрудничество ГУАМ с Турцией и Польшей может изменить баланс между наступательной и оборонительной структурой сил в регионе. Такое изменение резко увеличит издержки России от военной агрессии против Грузии и Украины и, если будущий кризис приведет к развертыванию российских гибридных сил против них, трех балтийских членов НАТО. ГУАМ+ мог бы сосредоточиться на трех целях – поддержке территориальной целостности государств, сотрудничестве в области безопасности и экономической интеграции.
Три члена ГУАМ заморозили конфликты, созданные Россией или ее марионеточной Арменией, при этом Россия продолжает военные действия против восточного региона Украины. Азербайджан освободил Южный Карабах и семь прилегающих районов в ходе прошлогодней сорокачетырехдневной Второй Карабахской войны. Тем не менее, в Северном Карабахе, где сохраняется сепаратистский режим, по-прежнему находятся российские “миротворцы”, и их статус остается неясным после 2025 года, когда истечет срок их мандата.
В коммюнике июньского саммита НАТО была подтверждена “поддержка территориальной целостности и суверенитета Украины, Грузии и Республики Молдова в пределах их международно признанных границ” и содержался призыв к “России вывести войска, которые она разместила во всех трех странах без их согласия”. НАТО также осудила и “не признает незаконную и нелегитимную аннексию Крыма Россией”.
В Батумской декларации, подписанной Грузией, Украиной и Молдовой, выражается “благодарность за твердую поддержку ЕС их суверенитета и территориальной целостности”. В декларации было заявлено, что они “обязуются сотрудничать с Европейским союзом в области общей политики безопасности и обороны (CSDP), в том числе по противодействию гибридным угрозам, укреплению киберустойчивости, борьбе с дезинформацией, разработке платформ сотрудничества с соответствующими агентствами и службами ЕС”.
НАТО, США и ЕС долгое время не принимали участия в событиях на Южном Кавказе и других замороженных конфликтах и продолжающихся войнах в Евразии, что позволило России установить почти гегемонистское господство и играть дестабилизирующую роль. В сфере безопасности первое основное внимание можно было бы уделить укреплению потенциала сдерживания стран-участниц. НАТО может передать Турции некоторые совместные оборонные проекты, которые она могла бы использовать для укрепления оборонного потенциала членов ГУАМ.
Члены ГУАМ+ могли бы стремиться повысить свою заметность в Черном море, где Турция является стратегически важной страной, и в Каспийском море. России было позволено закрыть Азовское море для Украины без какого-либо реального противодействия со стороны НАТО, США и ЕС. Россия, вероятно, будет стремиться подорвать восстановление военно-морского флота Украины, которое проводится при поддержке США и Великобритании после того, как он был либо уничтожен, либо его суда были украдены во время вторжения России в Крым в 2014 году.
Вторым направлением может стать военное сотрудничество с целью развития потенциала для сдерживания угроз из кибернетической, информационной и других областей. Все различные аспекты гибридной войны практикуются Россией и Ираном, которые рассматривают прозападные страны Евразии, такие как четыре члена ГУАМ, как потенциальные области для прокси-войн против Запада.
Третьим направлением может стать расширение совместного военного сотрудничества и производства. Примером этого являются недавние соглашения Турции о совместном производстве турецких беспилотников TB-2 с Азербайджаном, Украиной и Польшей. Распространение турецких беспилотников в НАТО и странах-союзниках НАТО от Балтийского до Черного и Каспийского морей создаст то, что Юсуф Эрим назвал “беспилотным полумесяцем” – барьер между Россией и НАТО.
В области экономической интеграции формат ГУАМ+ мог бы использовать свое стратегическое расположение на транспортных коридорах Восток-Запад путем создания и расширения существующих региональных производственных сетей и независимых от России поставок энергоносителей. Можно было бы побудить больше стран, помимо существующих Турции и Грузии, которые играют важную роль в экспортных трубопроводах и в распределении, расширить поставки азербайджанского газа и нефти в Европу. Преодоление проблем, возникающих из-за нынешней дисфункции региональных цепочек создания стоимости и поставок, потребует решительных действий со стороны ГУАМ+ и ЕС при стратегической поддержке Соединенных Штатов.
Средний коридор Турции и Инициатива трех морей Польши, а также расширение TEN-T ЕС могут открыть пути для экономической интеграции региона в более широкие европейские цепочки поставок и создания стоимости: например, путем подключения ГУАМ+ к трансъевропейскому коридору Рейн-Дунай. Такой тип экономической интеграции позиционирует партнеров ГУАМ+ как важнейших игроков в недавно возникшей глобальной войне за соединяемость.
НАТО и ЕС вряд ли предложат членство участникам ГУАМ в краткосрочной и среднесрочной перспективе, поэтому им необходимо мыслить нестандартно, чтобы закрепить эти четыре страны в евроатлантическом сообществе. Формат ГУАМ+ с Турцией и, возможно, Польшей повысит безопасность восточного фланга НАТО и Восточного партнерства ЕС, одновременно служа сдерживающим фактором для России и привнося геополитический плюрализм в Евразию.