Как долго сможет продержаться на троне последний диктатор Европы?

diktator Економічні новини

Беларусь сотрясают многомесячные протесты оппозиции после фальсификации выборов в августе прошлого года. В ходе подавления демонстраций было задержано более 35 000 человек. Спустя год после фальсификации президентских выборов в Беларуси и всего несколько недель после незаконного захвата президентом Лукашенко самолета авиакомпании Ryanair для похищения известного диссидента Романа Протасевича, тиранический режим в Беларуси снова в заголовках газет.

На этот раз за неудачную попытку захвата белорусской олимпийской спортсменки Кристины Тимановской, а также за предполагаемое убийство в Украине белорусского активиста Виталия Шишова. Как информируют Экономические новости, об этом пишет The Sunday Guardian.

Спринтерша должна была выступать в забеге на 200 метров в понедельник, но была снята с соревнований после критики своих тренеров в Instagram, заявив, что они включили ее в эстафету 4х400 метров “за ее спиной”.

Любая критика режима тирана, какой бы незначительной она ни была, жестоко карается, особенно в данном случае, поскольку председателем Олимпийского комитета Беларуси является не кто иной, как сын Лукашенко.

Белорусские чиновники, курирующие команду в Токио, пытались посадить Кристину на рейс домой, несомненно, для “перевоспитания”, но она сопротивлялась всем попыткам и теперь получила гуманитарную визу от Польши.

В интервью Financial Times, опубликованном во вторник, лидер белорусской оппозиции в изгнании Светлана Тихановская заявила, что произошедшее с Тимановской является частью более широкого подавления инакомыслия в Беларуси. “С августа прошлого года десятки спортсменов были посажены в тюрьму, уволены и вынуждены бежать из страны”, — сказала она. “Ни один белорус не может чувствовать себя в безопасности ни в Беларуси, ни за рубежом”.

Как пророчески. В тот же день, когда было опубликовано интервью Тихановской, Виталий Шишов был найден мертвым в парке в Киеве, Украина. Виталий возглавлял “Белорусский дом в Украине”, неправительственную организацию, которая помогает белорусам, спасающимся от преследований режима Лукашенко.

Ранее он сказал своим друзьям в социальной сети Telegram, что “вы должны держать ухо востро, даже находясь за границей, поскольку белорусский режим становится все более террористическим”.

Он исчез в понедельник после того, как не вернулся домой после ежедневной пробежки. Активист БХУ Юрий Шучко был в составе поисковой группы, которая обнаружила тело Шишова висящим на дереве недалеко от его дома.

Юрий рассказал журналистам, что на лице Шишова были следы побоев – у него был сломан нос, и он считает, что в этом виновны сотрудники службы безопасности Лукашенко, которые, как известно, действуют на территории Украины. “Это обычная схема КГБ – Виталия избили и повесили”, — сказал заметно расстроенный Щучко.

Украинская полиция возбудила дело об убийстве и “проверит все версии, включая версию убийства, замаскированного под самоубийство”.

Считается, что за последние годы более 150 000 белорусов пересекли границу Украины, и все они были предупреждены украинскими властями о том, что “люди” из белорусских сил специальных операций и других подразделений прибудут в Украину для их ликвидации. Это следует за призывом Лукашенко к “зачистке” “бандитов и иностранных агентов”.

Все более отчаивающийся Лукашенко явно использует схему своего соседа Владимира Путина, который в 2006 году инициировал принятие закона, официально разрешающего внесудебные казни в любой точке мира тех, кого Москва обвиняет в экстремизме и терроризме.

Эти термины нечетко определены Кремлем и подходят для всех, кого Путин хочет уничтожить. Конечно, вскоре после принятия этого закона многие враги Путина были убиты в стране и за рубежом.

Убийство Шишова почти наверняка является предупреждением Лукашенко изгнанным белорусам о том, что где бы они ни находились, они тоже не защищены от казни его агентами.

Внутри страны Беларусь сотрясают многомесячные протесты оппозиции после фальсификации выборов в августе прошлого года. В ходе подавления демонстраций было задержано более 35 000 человек, а многие ведущие лидеры оппозиции были задержаны или отправлены в изгнание.

В прошлую пятницу одиннадцать студентов и один учитель были приговорены к двум с половиной годам лишения свободы только за участие в мирных демонстрациях против правительства.

В настоящее время Лукашенко расширяет свои репрессии на независимые СМИ: в прошлом месяце было проведено более 200 обысков в домах тех журналистов, которые проявляют хоть какую-то критику его правления.

По данным Белорусской ассоциации журналистов, власти используют весь арсенал репрессивных мер – запугивание, избиения, обыски и аресты. В целом, 32 белорусских журналиста в настоящее время находятся под стражей, отбывая наказание или ожидая суда.

В прошлом месяце лукашенковская полиция ворвалась в офис “Нашей Нивы”, старейшей и уважаемой независимой газеты страны, задержав редактора и самого известного журналиста Андрея Сурко.

Сурко, инсулинозависимый диабетик, содержится в центре содержания под стражей, известном своими суровыми условиями, без кровати и матраса и без доступа к лекарствам от диабета. Сообщается, что во время содержания под стражей он заболел пневмонией, вызванной коронавирусом, и власти отказываются его лечить.

Лукашенко не собирается выполнять ни одно из требований протестующих, он все больше уходит в советское прошлое, перенимая многие из наиболее репрессивных тактик сталинского полицейского государства.

Несмотря на год массовых уличных протестов, Лукашенко отказывается уступать, называя демонстрации “восстанием”, координируемым иностранцами. “Мы должны противостоять им, несмотря ни на что”, — заявил он в феврале на Всебелорусском народном собрании, духовном преемнике советских съездов старой Коммунистической партии.

Поскольку ни режим, ни протестующие не смогли добиться решительного перелома, ситуация в Беларуси превратилась в своего рода патовую, характеризующуюся все более инновационными формами протеста и все более драконовскими мерами безопасности.

В настоящее время протестующие не могут проводить масштабные митинги в крупных городах, поэтому они сместили акцент в сторону локальных мероприятий в отдельных жилых районах и собраний в стиле флешмобов, которые позволяют оппозиции поддерживать пламя сопротивления.

Но положение Лукашенко остается далеко не безопасным. Экономические санкции западных правительств серьезно повлияли на экономику страны, и находящийся в международной изоляции тиран выживает только благодаря жизненно важной поддержке и финансовой помощи Кремля, поскольку его режим скатывается к полномасштабному гангстеризму.

Экономика страны по-прежнему зависит от субсидируемых российских нефти и газа, а кредит в 1,5 миллиарда долларов, обещанный Россией после вспышки протестов, также является важным фактором, способствующим способности Лукашенко держаться за власть.

Однако появляется все больше свидетельств того, что Москва пришла к выводу, что Лукашенко изжил свою политическую полезность, и стремится организовать переходный период в Минске на своих условиях. Путин непреклонно желает, чтобы в Беларуси был прокремлевский лидер, поскольку более демократическая Беларусь может вызвать аналогичные амбиции в России. Ставки высоки, и Россия вполне может вмешаться военным путем, если после 27 лет пребывания у власти Лукашенко откажется уйти в отставку в пользу одобренного Кремлем преемника.

Под проверенной временем личиной “просьбы о помощи законному правительству Беларуси” Путин может санкционировать российский подход “сапог на земле”, чтобы повлиять на изменения. Такой ответ развеет опасения Кремля по поводу демократизации и последующей вестернизации в Беларуси.

Возможности Лукашенко неуклонно сокращаются, и его дни почти наверняка сочтены. Для последнего диктатора Европы следующие несколько месяцев, вероятно, определят его судьбу.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи