Прошло три года, как военнослужащие отдельной бригады морской пехоты приняли первое боевое крещение на Донбассе. С того времени они надежно и самоотверженно охраняют юго-восточные рубежи нашей страны.
После выхода из оккупированного Крыма была сформирована отдельная бригада морской пехоты из подразделений отдельной бригады береговой обороны и отдельных батальонов морской пехоты. Будучи единственной такой частью в Вооруженных Силах Украины, она фактически с первых дней АТО принимает участие в боевых действиях на Востоке Украины.
Личный состав бригады морской пехоты недавно вернулся из района выполнения боевых задач и впервые за последние три года отметит свой профессиональный праздник в пункте постоянной дислокации.
— Первое боевое крещение на Донбассе мы приняли в сентябре 2014 года, — вспоминает начальник службы инженерного обеспечения бригады майор Назар Малиновский. — Ротно-тактическая группа из более чем 300 воинов, исключительно добровольцев, сдерживала врага на участке Гранитное — Старогнатовка. Из тяжелого вооружения у нас были только три танка, три БМП и шесть минометов. А россияне сконцентрировали войска, которые в разы были больше по количеству, имели поддержку ствольной артиллерии, РСЗО БМ-21 «Град», танков и перешли к активным наступательным действиям. Нашей РТГ была поставлена задача — выдвинуться в район Гранитного и не допустить прорыва обороны.
Одним из важных моментов в этом противостоянии стала танковая дуэль, которая состоялась между нашим экипажем на Т-64 и российскими Т-72 в районе Старогнатовки в начале октября 2014 года.
— Когда мы получили информацию, что по позициям наших соседей из 72-й бригады возле Старогнатовки стреляют российские танки, пошли им на помощь, — рассказывает участник того памятного боя лейтенант Максим Гаврилюк. — Экипаж у нас был офицерский: командир танка старший лейтенант Максим Буковский, лейтенант Иван Полищук и я. На тот момент мы уже имели боевой опыт. Когда выдвигались на рубеж, заходили скрыто из посадки. Сделали два пристрелочных выстрела, 300 метров — назад и рванули в другую лесополосу. А оттуда зашли к ним уже с фланга. Подошли на расстояние прямой наводки и стали работать, используя так называемую карусель: выстрел, задний ход, смещение влево; выстрел, задний ход, смещение вправо. Одним из выстрелов попали в цель. Вражеский танк задымил, остальные развернулись и отошли.
Еще одной яркой страницей боевого пути бригады стала оборона Мариуполя. В течение двух лет морпехи вместе с другими подразделениями были надежным щитом на юге нашей страны.
За это время были освобождены поселки Широкино, Лебединское, Талаковка, Сопино, Бердянское, Водяное. Тогда же были заняты важные позиции вблизи Коминтернова и Саханки.
За мужество и стойкость, проявленные в боях за украинскую землю, награждены орденами Богдана Хмельницкого, Данила Галицкого, «За мужество» разных степеней свыше 300 военнослужащих бригады морской пехоты, а пятеро удостоены ордена «Народный Герой Украины». К сожалению, не обошлось без потерь: во время войны на Донбассе героически погибли 40 украинских морских пехотинцев.
По словам комбрига, война внесла значительные коррективы в боевую подготовку. Взять, к примеру, танковые подразделения. Во время боевых действий танки показали себя не только как мощное огневое средство, но и как универсальное, хорошо защищенное и мобильное укрытие для поддержки пехоты. Поэтому на недавних бригадных учениях, помимо прочего, было отработано взаимодействие мобильных танковых групп с пехотными подразделениями как при наступлении, так и в обороне.
Была смоделирована реальная ситуация во время боя вблизи Водяного. Тогда экипажам двух танков Т-64 и БМП-2 пришлось прикрывать действия пехотного взвода, который, преследуя отступавших боевиков, захватил вражескую позицию. Проведя практически фронтальную атаку, нашему подразделению удалось избежать серьезных потерь. Танки и БМП обеспечили не только огневую поддержку пехоте, но и эффективную защиту от флангового огня. Отказавшись от линейной тактики, бронетехника шла уступом, надежно прикрывая бойцов броней слева и справа, закрывая их таким образом от флангового кинжального огня и давая возможность вести прицельный огонь. В такой ситуации важно не сломать при движении защитное «построение», созданное из бронетехники, и не подставить людей под огонь. Вот именно такие действия и совершенствуются на учениях. Пополнили свой арсенал практических навыков и знаний новыми элементами боевых упражнений и нормативов и артиллеристы, разведчики, саперы.
С учетом боевого опыта морпехи изменили подход к психологической и физической подготовке личного состава. Ведь морской пехотинец должен быть крепким в разных экстремальных ситуациях. Поэтому для морских пехотинцев были введены марш-броски в полной экипировке с оружием и боекомплектом на расстояние 70 км. По сценарию, во время марша морпехи передвигаются по сложному рельефу местности и должны преодолеть водные, песчаные и лесные преграды. Почти перед финишем, когда они физически истощены, их ожидает «сюрприз» — учебная атака на укрепленную позицию противника или неожиданная засада врага со стороны лесополосы.
— Помню, что первые десять километров шли бодро, даже шутили. Но потом все замолчали и едва переводили дыхание. На середине пути броня реально начинает придавливать к земле, — делится впечатлениями от преодоления 70-километрового марша главный старшина бригады сержант Сергей Комлик. — Труднее всего идти по песку, ноги вязнут, опоры не чувствуешь. Затем — водная преграда. Оружие поднимаешь над головой, по пояс в воде, а тут еще команда «Бегом!». Руки уже словно онемели, ноги свинцом налились, но ты стиснул зубы… и вперед! Сам себя после этого уважаешь. Гордишься, что ты выдержал это испытание, не сломался. Ну и, конечно, на своих товарищей совсем по-другому смотришь, как на братьев. Тогда по-настоящему понимаешь, что такое командный дух. И такую проверку на выносливость регулярно преодолевают все, даже закаленные войной морпехи.
Пресс-офицер бригады старший лейтенант Александра Бессмертная отмечает, что морские пехотинцы очень дорожат своими традициями и принадлежностью к «черным беретам». Но это право они не получают автоматически, его нужно заслужить, пройдя испытание полосой препятствий. Поэтому для нее тоже было важно пройти этот экзамен вместе со всеми, проверить себя на прочность, добиться права носить черный берет. Глядя на эту хрупкую, стройную девушку, трудно представить, как она смогла преодолеть это испытание, которое по силам далеко не каждому мужчине. Но она это сделала. Правда, улыбаясь, она вспоминает, что, когда пришлось вместе со всеми нести огромное бревно по воде, ее роста не хватало, чтобы голова оставалась на поверхности воды. На помощь пришел комбат майор Вадим Сухаревский, который подставил свое надежное плечо. Впрочем, это не запрещено правилами экзамена…
А еще комбриг с радостью рассказал о том, что в последнее время заметно обновляется парк техники морпехов:
— Невозможно сравнивать сегодняшний уровень обеспечения, укомплектованности, подготовки личного состава бригады, его мотивированности с тем, что было в начале войны. К примеру, техникой и вооружением в настоящее время мы укомплектованы более чем на 95%. Недавно получили несколько десятков модернизированных танков Т-80, машин для оказания медицинской помощи «Хаммер», «Саксон», санитарные машины «Богдан». Прошло плановый капитальный ремонт и артиллерийское вооружение.
По словам командира бригады, боевой опыт морских пехотинцев уже по достоинству оценили и международные военные партнеры. «Черные береты» регулярно принимают участие в международных учениях на территории других государств, где учатся взаимодействовать со своими иностранными партнерами. Кстати, после того как началась антитеррористическая операция и морпехи приобрели боевой опыт, они и сами стали обучать представителей армий других стран мира во время различных многонациональных учений. А еще по результатам этих учений отдельные наши подразделения были сертифицированы в соответствии со стандартами НАТО, что дало им возможность заступать на дежурства в составе Сил реагирования НАТО и Боевой тактической группы ЕС «Хелброк».
Александр Киндсфатер, «Народна армія»