Владимир Путин «благословил» выборы в бывшем регионе Грузии. Однако завершатся ли они миром — неизвестно: ситуацию обостряет экс-глава ЮО.
В частично признанной Южной Осетии 9 апреля состоятся президентские выборы и референдум по переименованию республики в «Государство Алания». На этой неделе, то есть в разгар избирательной кампании, президент ЮО Леонид Тибилов прилетел в Москву на встречу с Владимиром Путиным. Президент России «пожелал удачи» Тибилову, который является одним из трех кандидатов, и выразил надежду на то, что выборы пройдут «в рамках Конституции, при соблюдении законов».
Но в том-то и дело, что в «союзническом государстве» с 35-тысячной численностью населения (по официальным данным — 51 тысяча человек) все пошло наперекосяк, хотя оно и раньше не отличалось примерным поведением: как говорят, за годы правления экс-президента Эдуарда Кокойты, которого в 2011 году вынудили отказаться от власти, здесь постоянно пропадали российские деньги, предназначенные на восстановление Южной Осетии, и зачастую случались бандитские разборки на почве распределения власти, сфер влияния и финансов.
С избранием Тибилова ситуация с восстановлением Южной Осетии опять же на деньги России стала меняться к лучшему, хотя претензии к властям у населения республики все же остались, но они утратили массовость и остроту. Однако по весне произошла осечка: президенты России и ЮО встречались на фоне митингов в Цхинвале, главным «героем» которых стал Кокойты — Центральная избирательная комиссия и Верховный суд отказали ему в регистрации для участия в выборах. Официальная причина — последние 10 лет экс-президент не проживал на территории Южной Осетии и, соответственно, лишился права баллотироваться.
Так что сейчас официальными кандидатами на этот пост являются Тибилов, спикер парламента Анатолий Бибилов и сотрудник КГБ ЮО Алан Гаглоев. Но Кокойты не был бы Кокойты, если бы не воспользовался ситуацией для дестабилизации обстановки. Его сторонники проводят несанкционированные митинги с требованием отставки действующего президента, отмены решений ЦИК, незарегистрировавшего Кокойты кандидатом в президенты и Верховного суда, оставившего решение ЦИК без изменений. В Цхинвале мобилизован ОМОН, государственные учреждения находятся под усиленной охраной. Параллельно в городе проходят митинги в поддержку Тибилова. А Кокойты, по неофициальной информации, вызван в суд в качестве свидетеля по делу о растрате его братом бюджетных средств.
В такой обстановке понятно, что Тибилов кинулся за помощью к Путину. Те, кто на дух не выносят Кокойты, считают, что другого пути остановить экс-президента, «разворовавшего все, что можно», нет. Москве же конфронтация в своем южном «подбрюшье», начиненном российскими военными базами в 40 минутах езды от Тбилиси, совершенно не нужна. Кстати, власти ЮО выбрали весьма «удачное» время для выборов и референдума — 9 апреля в Грузии отмечается траурная дата: в 1989 году здесь был жестоко разогнан митинг с требованием независимости республики. Погибли люди.
Но вернемся к Кокойты. Как пишет осетинский информационный портал НЫХАС, главной задачей экс-президента является срыв выборов, в которых он не может участвовать, о чем самолично «заявил на встрече со своими сторонниками; об этом говорят все его действия, направленные на дестабилизацию в республике». Издание, со ссылкой на анонимный источник, информирует, что Кокойты и его сторонники «задействуют уже и следующий план, который имеет более политическую и долговременную стратегию по срыву югоосетинских выборов. Но мы осознаем, что каждую ночь, каждый час может произойти атака на какой-либо из объектов государственной власти или ее представителей».
В общем, пишет НЫХАС, «пока чиновники из команды Леонида Тибилова делили портфели, решая, кому быть в новом правительстве, а кому следует уйти, Эдуард Кокойты совершил марш-бросок в югоосетинскую столицу и ее уже несколько дней лихорадит из-за общественных протестов».
Что же до силовых структур, они «проявили бесхребетность», и вообще нынешние руководители ЮО не имеют опыта реагирования на подобные кризисные ситуации: «Югоосетинская власть оказалась в сложной ситуации, к тому же государственные структуры дезорганизованы, в 2011 году они реагировали, и реагировали очень жестко. Сейчас довольно быстро удалось бы обнаружить и локализовать планы Кокойты. Несмотря на проблемы, это можно сделать и сейчас. Однако создается впечатление, что Леонид Тибилов оказался один на один с этой проблемой совсем не случайно, и его оппонент смог договориться с руководителями силовых структур о неоказании на него давления».
И теперь вот президент Тибилов «лихорадочно ищет посредника» для переговоров с Кокойты», но им должен быть «не шумный политический деятель, а профессиональный и опытный человек, который сумеет переиграть Кокойты». Но в окружении югоосетинского президента такого не обнаружилось.
Возможно, это и стало основной причиной визита Тибилова в Москву. Тем более, что в Цхинвале уже стали откровенно говорить о возможности «цветной революции», как ни смешно это звучит, когда речь идет о крохотной территории с некрохотными российскими базами, очевидным отторжением Кремля от фигуры Кокойты, а также в условиях, когда РФ и ЮО фактически создают общую армию и единое пространство безопасности.
«Нас всех беспокоит то, что сейчас происходит в республике. Все эти годы власть делала все возможное, чтобы сохранить стабильность и спокойствие. Для этого понадобилось много сил. Все политические силы должны понимать, что противоречия надо разрешать в рамках закона. Нам не нужны «цветные революции», мы видели, к чему они приводят», — заявил в эфире телекомпании ИР государственный советник президента Южной Осетии Давид Санакоев.