"Газпром" пострадает от сланцевой революции в США, - убежден Андерс Ослунд, экономист Института международной политики им. Петесона.
По его мнению, цены на газ уже падают и будут делать это и дальше. Речь идет о серьезном вызове для Кремля и вообще власти Владимира Путина.
Этот кризис начался неожиданно для всех: США вдруг смогли сами обеспечить себя газом, более того, они обошли Россию в звании самого крупного производителя газа в мире. Причем стоимость американского газа – это четверть того, что просит “Газпром” у европейцев в своих контрактах, привязанных к ценам на нефть. Подобная разница в ценах не может существовать долго.
Изменения уже начались. Многие производители, например, Катар, специально готовились, чтобы начать экспорт сжиженного газа в США, теперь им пришлось отправить его на европейский рынок. Цены на спотовый газ, поставки которого будут производиться в тот же день, сейчас составляют половину от среднеевропейской цены газа “Газпрома”. Российской корпорации уже пришлось пойти на значительные уступки для Германии. Рано или поздно цену газа придется отвязать от нефти.
Еще один удар по “Газпрому” нанесла Еврокомиссия, которая начала формальное расследование нарушений антимонопольного законодательства газовым гигантом. Еврокомиссия уже выиграла более спорные дела против Microsoft и Intel – победа над “Газпромом” кажется неминуемой.
У “Газпрома” и без этих проблем дела идут не очень: в 2011 году он стал самой прибыльной компанией в мире с $46 млрд, правда, аналитики уверены, что $40 млрд просто исчезли из-за коррупции и общей неэффективности системы. Капитализация компании еще в мае 2008 года составляла $365 млрд – сейчас всего $120 млрд.
“Газпром” долгое время был основной денежной кубышкой Кремля на случай нехватки средств. Сейчас она пуста. Властям придется сворачивать свои мега-проекты, например, уже заморожена разработка Штокмана, теперь дело за Южным потоком.
Но и это не поможет: бывшее советское министерство газа нужно раздробить на независимые компании. Падение “Газпрома” дорого обойдется Путину и государственному капитализму – доходы России сократятся. Правительству неизбежно придется проводить реформы и приватизацию. Если же уж “Газпром” нежизнеспособен, то какая из госкомпаний может выжить?