Сегодня в Раде будет слушаться правительственный законопроект №9728, где одним из условий получения гражданства является некий «уровень владения государственным языком»
Было два близких по содержанию законопроекта на эту тему — кабминовский и депутата от оппозиции Ивана Стойко (НУНС). За основу на комитете ВР по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений приняли кабминовский вариант. Требования альтернативного и правительственного проектов относительно украинского языка во многом совпадают, но есть разница в нюансах.
Цитата из проекта господина Стойко: «Владение государственным языком, включая способность читать, писать и разговаривать на государственном языке, включая знание основ истории, политического и экономического строя Украины, основных традиций украинского народа. Это условие не распространяется на лица, которые имеют определенные физические изъяны (слепые, глухие, немые), а также на лица, которые в соответствии с законодательством Украины достигли пенсионного возраста. Уровень владения государственным языком, порядок его изучения или подтверждения уровня владения государственным языком и выдачи соответствующего документа устанавливаются Кабинетом министров».
Этот же пункт из правительственного проекта: «Владение государственным языком или его понимание в объеме, достаточном для общения. Это условие не распространяется на лица, которые имеют определенные физические изъяны (слепые, глухие, немые), а также на лица, которые в соответствии с законодательством Украины достигли пенсионного возраста. Уровень владения государственным языком, порядок ее изучения, подтверждения уровня владения государственным языком и выдачи соответствующего документа устанавливается Кабинетом министров».
Во втором варианте, как видим, формулировка звучит мягче: «Владение государственным языком или его понимание в объеме, достаточном для общения». Достаточно для общения — и точка. Потому что, если по полной спрашивать, к примеру, с некоторых представителей самого правительства, то вряд ли они обнаружат способность на 100% «читать, писать и разговаривать на государственном языке». Однако именно Кабмин принимает этот документ для претендентов на звание гражданина Украины.
«Комитет единогласно решил взять за основу правительственный документ, поскольку он гораздо шире и комплекснее, в нем больше законодательных новшеств»,— заявил «i» глава комитета ВР по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений Олег Зарубинский
По словам депутата, комитет, тем не менее, рекомендовал многие позитивные моменты, которые есть в законопроекте Ивана Стойко, использовать при подготовке правительственного проекта ко второму чтению. Но владение госязыком, по словам депутата, — одна из ключевых позиций и действующего законодательства.
На вопрос «i», сдали бы такой экзамен некоторые члены правительства, премьер или президент Украины, господин Зарубинский ответил осторожно: «Да, многие члены правительства, которые не учились в украинских школах, в силу разных обстоятельств большую часть жизни не пользовались украинским языком, владеют им не слишком. Но потихоньку привыкают им пользоваться, осваивают его».
По мнению депутата, наиболее яркий пример являет собой министр регионального развития Анатолий Близнюк. Он уже достаточно свободно общается на украинском, отвечает на вопросы. «То есть процесс идет»,— делает вывод Олег Зарубинский. По его мнению, и у президента серьезно повысился уровень украинского языка. «А что касается Николая Яновича, то человек старается, и надо поддерживать его в этом стремлении»,— считает депутат.
«Чтобы получить гражданство, надо владеть языком государства, чье гражданство человек получает,— говорит «i» регионал Вадим Колесниченко. — Это стандартная процедура. А после получения гражданства никто никаких дополнительных экзаменов не сдает. В принципе граждане Украины обязаны знать государственный язык. Если ты его не знаешь, то, к примеру, на гослужбе, не получишь карьерного роста».
«Если бы гражданам Украины устраивали регулярные экзамены на знание государственного языка, то это было бы фашистское государство»,— утверждает господин Колесниченко,— и оно быстро бы распалось».