Художественный фильм «Матч» Андрея Малюкова, в котором рассказывается история обросшего мифами и легендами футбольного поединка между украинской командой «Старт» и немецкой командой Flakelf во время оккупации Киева гитлеровцами в 1942 г., может постигнуть участь картины «Август. Восьмого». Возможно, окончательный вердикт фильму будет вынесен уже на этой неделе
Премьера ленты должна состояться 1 мая, однако до сих пор картина не получила прокатное удостоверение, а это значит, что в назначенный день она может не выйти. 22 марта компания «Интер-Фильм Интернешнл» подала на рассмотрение Госкино пакет документов о государственной регистрации и выдаче прокатного удостоверения фильму «Матч». В соответствии со статьей 15 закона Украины «О кинематографии» государственное удостоверение на право распространения и демонстрации фильмов выдается на протяжении 10 рабочих дней со дня подачи заявления. Согласно законной процедуре, прокатное удостоверение «Матч» должен был получить 4 апреля, но не получил, впрочем, как и официального отказа. 10 апреля, после ряда официальных писем с запросом на счет решения Госкино и ряда публикаций в СМИ, компания получила ответ, что решение не вынесено. О том, что у членов Экспертной комиссии возникли разногласия по поводу определения индекса фильма и им для того, чтобы определиться, потребуется еще 25 рабочих дней, по словам директора по рекламе и маркетингу компании «Интер-Фильм» Кристины Мацкив, им сообщили этим же письмом лишь 10 апреля. Чтобы избежать срыва даты выхода фильма в кинотеатрах Украины, компания 11 апреля в очередной раз обратилась к Госкино с настойчивой просьбой предоставить решение о госрегистрации фильма и выдаче прокатного удостоверения или же — отказе в нем.
Неопределенность с индексацией фильма — официальная версия задержки с выдачей удостоверения. Однако еще до официального ответа в обществе разгорелся скандал. Посмотревшие ленту эксперты заговорили о том, что «Матч» стоило бы в принципе запретить к прокату в Украине. Причина же тому — не сомнительная эстетическая и художественная ценность фильма, хотя к этим характеристикам картины после просмотра возникает целый ряд вопросов и претензий (футбольные сцены, к слову, оказались лучшими в фильме, недаром в эпизодах снимались настоящие футболисты, а Безрукова стоять в воротах учил сам Сергей Овчинников (бывший вратарь московского «Локомотива», португальского «Порту» и сборной России (1993-2006 г.). Сомнения в души экспертов Госкино посеял якобы тот факт, что в фильме украинцы, сотрудники немецкой вспомогательной полиции, носят на рукавах не белые, а желто-голубые повязки. Кроме того, многие антигерои в фильме говорят на украинском языке, в то время как позитивные — на русском. Акцентирование внимания, прежде всего, на этом факте позволяет сделать вывод, что главной проблемой задержки все-таки стала политическая составляющая, но никак не проблема с присвоением индекса картине (ведь никто не обсуждает наличие-отсутствие сцен насилия или сцен эротического содержания и т. п.).
И действительно, в фильме полицейские носят не белые, но желто-голубые повязки и говорят на украинском языке. Однако это является историческим фактом, о котором неоднократно свидетельствовали очевидцы, подтвержден он и документально. Конечно же, случайностей в выборе цветов не бывает, и вопрос, почему создатели картины остановились именно на этом факте, остается открытым. Но не делает чести и такая незрелая и предсказуемая реакция отечественных экспертов на исторически подтвержденный факт. Как не делает чести и то обстоятельство, что в 70-ю годовщину со дня проведения так называемого «матча смерти», когда команда «Старт» одержала свою вторую победу над немецкой командой Flakelf, фильм об украинских героях-футболистах киевских команд «Динамо» (14 игроков) и «Локомотив» (два игрока) снимают не отечественные кинематографисты и не на отечественные средства, а почему-то… их российские коллеги. Не стоит также забывать, что «Матч» — в первую очередь, кино художественное (хоть в его основу и легли реальные события) и, ни в коем случае, не документальное и не историческое. А это значит, что на истину в последней инстанции оно не претендует и его создатели имеют право на свое видение событий и свою интерпретацию.
Вероятно, рано или поздно компания «Интер-Фильм Интернешнл» все-таки получит прокатное удостоверение, и картина найдет своего зрителя в Украине. В итоге поднятая шумиха вокруг проката «Матча» окажет своим идеологам медвежью услугу. Ведь нет лучшей рекламы, чем попытка что-либо запретить. И вполне возможно, что посмотреть фильм пойдут даже те зрители, которые изначально не планировали это делать. И многие, кто раньше не обратил бы внимания на цвет повязок, будут высматривать их на экране, а после — искать достоверную информацию о том, насколько это соответствует действительности. И кажется, отнюдь не этого добивались оппоненты «Интер-Фильма».