Сегодня в прокат выходит фильм Дэвида Кроненберга «Опасный метод». Картина является экранизацией пьесы Кристофера Хэмптона «Лечение разговором», в основу которой легли реальные события и персонажи — психоаналитики Карл Юнг (Майкл Фассбендер), Зигмунд Фрейд (Вигго Мортенсен) и Сабина Шпильрейн (Кира Найтли)
К Карлу Густаву Юнгу — порядочному семьянину, работающему в швейцарской клинике, поступает чрезвычайно нервная, чумная, но вместе с тем притягательная пациентка Сабина Шпильрейн — садомазохистка, которая сама хочет стать доктором, но демоны прошлого отравляют ее настоящее. Выясняется, что ее в детстве часто пороли, наказывали, издевались, ей это, как ни странно, нравилось, нравится и будет нравиться. Озадаченный Юнг, который чувствует к девушке явный интерес, применяет на ней свою новую методику, параллельно консультируясь с Зигмундом Фрейдом.
Основной конфликт фильма, построенный на стремлении Фрейда во всех неврозах видеть сексуальный подтекст и склонного к мистицизму Юнга,— занимательное противоборство двух могучих, но не лишенных раздражения умов. Особенную нежность вызывают кадры, где Юнг рассказывает Фрейду свои сны, а тот их по-своему интерпретирует. Но это противоборство не все, чем исчерпывается картина. Также остаются пресловутые мутации. Явные, как в случае со Шпильрейн, когда мы видим процесс ее излечения. Так и скрытые — где-то за кадром, а также в пророческих снах Юнга мутирует Европа, находящаяся на пороге Первой мировой войны, а значит — глобальных изменений.
Дэвид Кроненберг исследует в своем фильме такое понятие, как истерия, и Юнг, который испробовал самый «опасный метод», сделал вывод, что по своей природе каждый человек так или иначе болен, пока он придерживается такого понятия, как моногамия. Что если человек открыто сможет исполнять свои сексуальные потребности с кем хочет и когда захочет и при этом забудет здравый смысл и верность, то болезнь сама по себе растворится. Чего не мог принять Фрейд. Все-таки Фрейд был прав: если отказаться от социального запрета и здравого смысла, то чем человек будет отличаться от животного?
«Когда я прочитала сценарий в первый раз, он показался мне очаровательным, и я действительно очень хотела работать с Дэвидом. Но я прочитала эти две сцены (связанные с насилием.— Ред.) и подумала: я не могу это сделать. Они мне показались очень откровенными, и я чуть было не отказалась от этого проекта»,— вспоминает Кира Найтли. Однако Дэвид заверил актрису, что эти сцены не носят сексуального характера и это не сцены насилия. После непродолжительных раздумий Кира согласилась. Хотя, как вспоминает актриса, именно перед их съемками она «выпивала пару стопок водки, а потом несколько бокалов шампанского».
«Как режиссер фильмов я не предлагаю зрителю спокойствие и утешение своим кино. Меня обвиняют в отсутствии контекста и, соответственно, необъяснимом поведении героини, но я привык полагаться на интеллект и умственную работу, проводимую зрителем»,— рассказал Дэвид Кроненберг.