Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку завершила методологический этап проекта по участию инвестиционных фондов в выкупе проблемных банковских кредитов. Как полагают эксперты, теперь ИСИ могут стать хорошим дополнительным инструментом для очистки балансов банков
Основная методологическая часть пилотного проекта НКЦФБР по работе венчурных ИСИ с токсичными активами банков завершена, и, как полагают в ведомстве, теперь можно рассчитывать на практическое воплощение разработанных механизмов. Напомним, что проект стартовал в еще июне 2011 г., и на данный момент рабочая группа, занимающаяся этим вопросом, согласовала вопросы оценки стрессовых активов банков, их учет в составе активов ИСИ, а также порядок заключения договоров между банками и ИСИ.
«Заниматься оценкой проблемных активов банка будет компания по управлению активами соответствующего инвестиционного фонда. Разработанные рекомендации содержат условия изменения статуса прав требований в активах ИСИ и коэффициенты понижения их стоимости»,— отмечает директор департамента совместного инвестирования и регулирования деятельности институциональных инвесторов НКЦБФР Оксана Симоненко.
По ее словам, процесс работы венчурных фондов с активами ИСИ подразумевает сначала необходимость приобретения акций фондов заинтересованными инвесторами, а затем — заключение между банками и фондами договоров цессии (переуступки прав требования). В то же время, добавляет она, окончательно нерешенными еще остаются вопросы, связанные с налогообложением таких операций и особенностей выполнения ИСИ функции налогового агента.
Как полагают профучастники фондового рынка, ИСИ могут стать для банков хорошей альтернативой управления своими стрессовыми активами. Во-первых, их можно будет просто продать ИСИ, зафиксировав убытки, но при этом получив возможность высвободить резервы, сформированные под «проблемку». Во-вторых — передать проблемный актив с баланса банка на баланс ИСИ, где банк, по сути, через КУА осуществляет свой контроль за активом. В этом случае при формировании резервов банк перестает учитывать проценты, которые не обслуживаются. Третий сценарий — передача проблемного актива ИСИ и паритетное участие банка и КУА в повышении его ликвидности.
В отличие от коллекторов, которые завязаны на работе с розничными кредитами и истребованием задолженности, КУА нацелены на работу, направленную на эффективное управление реальным объектом (к примеру, заводом) и повышение его стоимости. «Самый крупный проект, которым нам пришлось заниматься,— это организация пула банков-кредиторов одного заемщика в одном фонде для солидарного участия в реанимировании переданного в управление бизнеса заемщика. Где целью было погашение всех требований кредиторов»,— рассказывает директор КУА «Финэкс-Капитал» Игорь Когут. Основная проблема, добавляет он, заключается в том, что у разных банков-кредиторов разная скорость принятия решения. В результате одни финучреждения достаточно быстро продвигаются в повышении ликвидности актива, а другие — стоят на месте.
По мнению гендиректора КУА Concorde Asset Management Ростислава Седлачека, фонды стрессовых активов под управлением КУА могут стать наиболее эффективным подходом к вопросу реализации плохих кредитов финучреждений. «Размеры проблемной задолженности в результате усилий банков не показывают позитивной динамики. КУА более эффективно могут справиться со стрессовым активом банка, чем ориентированный на операционную деятельность банк»,— отмечает финансист. Особенно результативными, добавляет он, могут быть КУА, принадлежащие инвестбанкам, специализирующимся на сделках слияния/поглощения, оценке бизнеса, выявлении путей санации и опыта предпродажной подготовки предприятий.
Банкиры не отрицают своей заинтересованности в сотрудничестве с инвестиционными фондами, однако полагают, что договорные правоотношения банков и ИСИ, а также налоговые аспекты осуществления подобных операций все еще требуют прояснения. «Для того чтобы стать хорошей альтернативой для очистки банковских балансов от плохих активов, необходимо урегулировать ряд проблемных вопросов, в том числе связанных с налогообложением. К примеру, по уплате НДС при уступке долга»,— констатирует Алексей Неклюдов, заместитель начальника управления риск-менеджмента Индустриалбанка.
На необходимость четкой регламентации всех процессов, касающихся сделок ИСИ и банков, указывает начальник управления ценных бумаг «ЭРДЭ Банка» Людмила Антипова. «Подождем изменений в налоговом законодательстве, в законе об ИСИ и о финансовых услугах, так как без них рано говорить о работе «схемы» по продаже банками проблемной задолженности КУА в состав активов ИСИ»,— говорит она. В то же время опыт России показывает широкую популярность среди участников финансовых рынков услуг продажи банковской «проблемки» в активы ИСИ.