Кевину Смиту предложили закончить карьеру в кино
В украинский прокат вышел новый фильм автора некогда нашумевших «Клерков», «Догмы», режиссера Кевина Смита — «Красный штат». Сам режиссер причисляет ленту к жанру хоррор, однако по факту отнести его новую работу к какому-то определенному жанру не представляется возможным. Фильм, по своей сути, является сатирой, но подана она в такой форме, что заставляет забыть обо всех предыдущих успехах режиссера.
Мастер малобюджетного кино Кевин Смит некогда снискал симпатию киноманов, сняв «Клерки», «Догма», а также продолжение истории о Джее и Молчаливом Бобе. Однако последние его работы («Девушка из Джерси», «Зак и Мири снимают порно», «Двойной КОПец») наводили на мысль, что, возможно, господину Смиту пора бы завязывать с кинематографом. Тем не менее режиссер решил бросить вызов себе и окружающим, и взялся за новый для себя жанр — хоррор.
Вдохновил его на новую ленту вполне реальный персонаж — пастор Фред Фелпс. Сей господин отличался ярыми гомофобскими настроениями и всячески прививал ненависть к инакомыслящим своей пастве. Доходило даже до того, что ее сторонники пикетировали похороны жестоко убитого парня-гея с плакатами «Мэттью теперь в аду», и призывали суд смягчить наказание для тех, кто, по их мнению, отправил грешника в преисподнюю. Однако по факту позиционируемый изначально как фильм ужасов о религиозных фундаменталистах, он превратился в нечто маловразумительное. После премьеры на фестивале независимого кино «Санденс» Смиту так и не удалось найти дистрибутора для своего детища. В итоге заботы о прокате он взвалил на собственные плечи, и при бюджете в $4 млн. собрал немногим более $1,25 млн. А зрители и кинокритики разделились на два лагеря — кто-то увидел в представленной картине определенный режиссерский рост, другие сочли фильм последним гвоздем в гроб карьеры Смита. Начинается картина как традиционная подростковая комедия или же второсортный фильм ужасов 80-90-х гг. Трое молодых парней знакомятся в интернете с женщиной (Мелисса Лео), которая не прочь заняться групповым сексом. Приехав к раскрепощенной барышне в гости и выпив по бутылке пива, парни отключаются, а когда приходят в себя, обнаруживают, что попали в ловушку. И барышня эта вовсе не любительница секса втроем, а член христианской секты, которая с легкой подачи пастора Эйбена Купера (Майкл Паркс) во всех мировых бедах винит гомосексуалистов-развратников. Бороться с «богонеугодными» преподобный призывает не только словом, но и делом — устраивая показательные казни грешников. Чтобы их не постигла незавидная участь (то, что ребята не гомосексуалисты, уже не имеет никакого значения), парни все-таки выбираются из ловушки и обнаруживают в церкви целый арсенал оружия. С появлением на экране федерального агента Джозефа Кинана (Джон Гудман) и его молодчиков лента превращается в третьесортный экшен-боевик. Кровавому противостоянию религиозных радикалов и «стражей закона» (которым отдан приказ уничтожать всех, не заботясь о состоянии заложников) и посвящена большая часть фильма.
В «Красном штате» Кевин Смит, судя по всему, стремился подвергнуть критике зашкаливающий религиозный фанатизм. Правда, с этой задачей режиссер намного убедительнее справился в той же «Догме». Прошелся он и по действиям всяческих служб безопасности (тут вспоминается история осады базы одной из американских экстремистских сект в городе Уэйко, штат Техас), а также в целом устоев современного американского общества. Полицейские — коррумпированы, военные — абсолютно бездумно выполняют приказы, общество разлагается от скрытой нетерпимости, а молодежь — зомбирована преувеличенной значимостью секса. Статьи конституции о том, что каждый имеет право на свою точку зрения, а также о том, что каждый американец может иметь оружие, в комплексе приводят к совершенно неожиданным результатам (о чем довольно регулярно сообщают в новостях). Казалось бы, режиссер говорит о важных вещах, но то, как он это делает, ничего общего не имеет с качественным кинематографом.
Режиссеру и сценаристу Кевину Смиту не удается найти и показать характерные типажи, которые воспринимались бы зрителями всерьез. Хотя стоит отметить вполне достойную актерскую игру и господина Паркса, и Джона Гудмана. Перенесенные из освоенного им жанра разговорной комедии диалоги в данном случае по меньшей степени неуместны, они не просто плохо воспринимаются, но и нарушают ритм и структуру картины. С приемом саспенса господин Смит так и не сумел совладать. А неожиданно появляющиеся на экране новые персонажи никак не оправдывают свое существование в рамках картины, их задача сводится исключительно к тому, чтобы превратиться в гору трупов. Кровавый боевик в стиле Тарантино или Родригеса, и тот не дотягивает до приемлемого уровня. И даже «закос» Кевина Смита под братьев Коэнов в финале (с притчами и иерихонскими трубами) не делает «Красный штат» лучше.