Тенденции развития российского газового рынка стимулируют Украину к активному сотрудничеству с европейскими организациями для реформирования отечественного топливно-энергетического сектора и формирования конкурентной среды
В пятницу стало известно, что Совет министров Европейского энергетического сообщества, членом которого является Украина, на своем заседании в Кишиневе принял План по развитию газовой инфраструктуры. Основу этого плана составляет концепция «кольцевания газовых систем», цель которой — соединить рынки стран-участниц в единый региональный рынок, в результате чего природный газ будет свободно достигать любой точки Европы.
Такая мера, как утверждают авторы концепции, будет способствовать безопасности поставок в странах Энергосообщества и снизит зависимость от России. В рамках проекта планируется построить газопроводы, по которым в Европу будет доставляться газ из района Каспия и Ближнего Востока — в обход российской территории. В Еврокомиссии считают, что кольцевой европейский газопровод позволит избежать создания особых отношений между отдельными государствами-членами ЕС с крупнейшими экспортерами газа в ЕС, включая РФ.
В пресс-службе Минэнергоугля «i» сообщили, что ведомством рассматриваются варианты участия Украины в осуществлении планов Энергосообщества. Поскольку наша страна заинтересована не только в расширении сотрудничества с ЕС, но и в диверсификации маршрутов и источников поставок энергоресурсов. Кроме того, для Киева важно выполнить все взятые на себя обязательства при вступлении в Энергосообщество.
Одно из этих обязательств — реформирование холдинговой структуры НАК «Нефтегаз Украины». По словам главы Минэнергоугля Юрия Бойко, готовится разделение НАК на три независимых направления: транспортировка, добыча и поставка энергоносителей. Соответствующее поручение уже подписано президентом Виктором Януковичем. В документе говорится, что реформирование «Нефтегаза» связано с присоединением Украины к Энергосообществу, а также с необходимостью адаптации отечественного законодательства к законодательству ЕС в сфере энергетики и с обеспечением реформирования нефтегазовой отрасли.
А в Минэнергоугля обращают внимание при этом на ряд преимуществ от членства Украины в Энергосообществе и внедрения норм европейского энергетического законодательства: содействие расширению доступа украинских экспортеров к энергетическим рынкам стран Европы; возможность прямого выхода на конечных потребителей и избегания посреднических услуг; создание рыночных условий в энергосекторе экономики, которые будут способствовать привлечению инвестиций для расширения возможностей и совершенствования существующей энергетической инфраструктуры; содействие дальнейшему развитию и интеграции украинских энергетических сетей в европейскую систему.
В России негативно относятся к намерениям Украины расширить сотрудничество с ЕС в энергетике. Но при этом отказываются создавать условия, которые бы могли повысить привлекательность российского рынка для украинских компаний. На прошлой неделе российский премьер Владимир Путин заявил, что украинские компании, которые получат возможность добывать газ на территории РФ, не получат допуск к экспортным газопроводам. «Они не смогут получить доступ к экспортным маршрутам потому, что экспортом у нас занимается только «Газпром». Они могут получить доступ и к добывающим активам, и ГТС внутри страны»,— сказал Владимир Путин. При этом он не исключил, что в будущем экспорт газа будет либерализован.
Однако таким образом полностью теряется привлекательность для Киева идеи Кремля по созданию совместного предприятия между «Газпромом» и «Нефтегазом», в уставный капитал которого, как говорили раньше в «Газпроме», войдет несколько российских газовых месторождений. «Очевидно, что вопрос транспортировки добытого в России газа на украинский рынок будет решаться на политическом уровне, и с этим могут возникнуть сложности, несмотря на участие «Газпрома» в капитале СП»,— считает Сергей Дубов из инвесткомпании «Профит Гарант». Эксперт также напомнил, что приоритет «Газпрома» в создании СП с «Нефтегазом» — это поглощение наиболее рентабельных его активов, а именно — газотранспортной инфраструктуры: газопроводов и подземных хранилищ газа. Однако подобный сценарий не устраивает украинские власти, которые стремятся к сокращению зависимости от России в энергосфере. В Киеве считают, что газотранспортная компания, выделенная из структуры НАК, должна получить экономическую и юридическую самостоятельность, а также работать по экономически обоснованным тарифам с учетом инвестиционной составляющей.