Банки остались без денег

no image

Вслед за европейскими коллегами, вирус безликвидности проник и в украинские банки. Трудности привлечения длинных денег наверняка заставят многих пересмотреть стратегию своего бизнеса в Украине

Согласно данным исследовательской компании Dealogic, за последние три месяца банки Европы разместили в общей сложности облигаций на сумму около $34 млрд. (объем отдельно взятой эмиссии редко превышал $500 млн.), что является своего рода отрицательным рекордом за последние десять лет. После чего ведущие мировые СМИ вострубили о том, что причиной столь низкой активности на рынке долгового капитала стало естественное пересыхание одного из основных источников привлечения финансирования. При этом в 2012 г. европейским банкам предстоит погасить долг на общую сумму около $1,08 трлн., большая часть которых нуждается в рефинансировании за счет привлечения новых заимствований.

По оценкам экспертов, данная ситуация сложилась вследствие продолжающегося европейского долгового кризиса и растущих опасений относительно перспектив роста мировой экономики. Что повлечет за собой весьма плачевные и трудно прогнозируемые последствия для всей банковской системы Европы. Проблемы европейских банков могут материализоваться и в украинской банковской системе, в частности, через их неспособность поддержать свои дочерние структуры.

«Прежде всего для банков усложнится доступ к материнскому финансированию, возможны проблемы с пролонгированием текущих кредитных соглашений. Скорее всего, для самих банков повысится стоимость внешних заимствований»,— говорит аналитик Dragon Capital Анастасия Туюкова.

А ведь именно большие финансовые вливания иностранных материнских структур в украинские дочки в 2008 г. оказали существенную поддержку всей банковской системе страны и финансовому счету платежного баланса Украины в частности.

Украинские дочки с большой долей вероятности будут продолжать стратегию снижения операционных затрат, а консервативная политика развития заставит отказаться от любых агрессивных действий по наращиванию рыночной доли. Можно ожидать и более кардинальных решений — ухода с украинского рынка для повышения собственной ликвидности. «Европейский банковский кризис может распространиться и в Украину, послужив толчком к последующей продаже украинских дочек, которые показывали убыточность или недостаточную прибыльность и негативно влияют на общий финансовый результат группы»,— предполагает аналитик инвестиционной компании Concorde Capital Светлана Рекрут.

Как ранее сообщали «і», о продаже своего розничного бизнеса уже заявил Swedbank. Аналогичная информация курсирует на рынке и о возможном выходе с украинского рынка еще одного «шведа» — банка SEB. Как не исключены и сценарии по выходу греческих банков.

«Теоретически проблемы европейских банков могут впоследствии отразиться на способности их дочек к кредитованию. Однако, учитывая, что они занимают пока выжидательную позицию относительно новых кредитов и лишь рефинансируют старые, влияние европейского кризиса ликвидности не отразится на функционировании дочерних банков в Украине»,— считает начальник отдела анализа финансовых рынков «ИНГ Банка (Украина)» Александр Печерицын.

С другой стороны, ликвидность банковской системы на протяжении последних нескольких месяцев также существенно сократилась. Так, по информации аналитика ИК Phoenix Capital Александра Лозового, остаток на корреспондентских счетах банков по состоянию на 4 октября составлял 17,5 млрд. грн. Снижение ликвидности финансовой системы Украины сопровождалось ростом ставок по межбанковскому кредитованию. Процентные ставки overnight в гривне выросли на 28 сентября до 5,8%/9,4%, что больше чем в два раза превышает уровень процентных ставок на май.

Таким образом, банковская система страны сейчас находится на одном из своих минимальных уровней нескольких последних месяцев, и в какой-то степени является отражением европейских проблем. Хотя, по большому счету, данная напряженка имеет немного другую природу, нежели в ЕС.

«Снижение ликвидности стало результатом перехода НБУ в июне на более жесткую монетарную политику для контроля валютных и инфляционных рисков»,— поясняет Анастасия Туюкова. Как говорит эксперт, после того как в начале сентября ликвидность упала до минимальных значений, ситуация несколько стабилизировалась. А после погашения гособлигаций на 4,5 млрд. грн. остатки на корсчетах банков и вовсе выросли до 16,2 млрд. грн. (+3,3 млрд. грн. в сравнении с предыдущим днем).

Наученные горьким опытом последних месяцев, банки очень осторожно распоряжаются свободной ликвидностью, увеличив требования к минимальным запасам остатков в гривне. «Снижение гривневой ликвидности, несомненно, оказывает негативное влияние и на способность банковской системы привлекать гривневые ресурсы, а также ограничивает срочность этих заимствований»,— говорит Александр Печерицын.

Впрочем, ситуация вполне может улучшиться, если регулятор в большей мере будет использовать инструмент предоставления краткосрочного финансирования банкам. «До этого времени НБУ в основном проводил политику уменьшения свободной ликвидности на рынке, чтобы не допустить роста девальвации гривни и смягчить инфляционные риски. Однако ожидается, что данная политика будет постепенно меняться в сторону обеспечения необходимого уровня ликвидности в банковской системе»,— добавляет Александр Лозовой.

По оценкам экспертов, данная напряженная ситуация с недостатком ликвидности и невозможности заимствований в стране, скорее всего, будет сохраняться до конца текущего года, и только в 2012 г. можно ожидать некоторого смягчения, повышения имеющихся свободных средств у банков и, соответственно, снижения стоимости ресурсов на межбанке.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи