Миллионный тираж мемуарной книги гитариста The Rolling Stones Кита Ричардса под названием Life, вышедшей осенью 2010 г. в издательстве Little Brown and Co., на сегодня практически полностью раскуплен. Таким образом, Life стала одним из наиболее коммерчески успешных печатных изданий такого рода, а гонорар самого рок-музыканта превысил $7 млн.
В целом сам жанр рок-литературы можно разделить на три вида. Первый и, возможно, наиболее интересный — это откровенные повествования о жизненном и творческом пути знаменитых рок-звезд, написанные ими если не собственноручно, то уж точно под их непосредственным кураторством. Ко второй группе относятся книги о рок-музыкантах, принадлежащие перу профессиональных журналистов и писателей, глубоко погруженных в тему. Они предлагают как бы беспристрастную историко-аналитическую оценку деятельности их «подопечных». А вот третий вид литературного рок-творчества представляет собой авторскую лирику и прозу, предназначенную вниманию наиболее продвинутых ценителей.
Наиболее востребованными во все времена были биографии рок-звезд, созданные ими лично, и успех довольно скандальной книги Кита Ричардса вполне закономерен.
Особенно интересными представляются страницы, где автор рассказывает о непростых отношениях в «Семье Роллингов». Первые серьезные вспышки «ревности» проявились у Ричардса в то время, когда Джаггера отметили орденом Британской империи с присвоением рыцарского титула. Ричардс едко сравнил это награждение с «моральным разложением» Джаггера, достигшим невиданной степени «обуржуазивания», и, в свою очередь, дал ему уничижительную кличку «Ее Величество», а также «Бренда», в чем многие усмотрели проявление обыкновенной зависти. Некогда тесно связанная с The Rolling Stones певица Марианна Фэйтфул, сама написавшая две автобиографических книги — Faithfull (опубликована в 1994 г.) и Memories, Dreams and Reflections (2007 г.), с большим интересом прочитав книгу и ознакомившись с «инсинуациями» Ричардса, все же отметила, что ему не стоило «писать все эти ужасные вещи о Мике (Джаггере)». Помимо личности Джаггера, в мемуарах 67-летнего гитариста «роллингов» также идет речь о его взаимоотношениях с женщинами, о политике, смерти, алкоголе и наркотиках. После такой оглушительной демонстрации популярности Life можно надеяться на скорое появление русскоязычной версии этой книги, как это произошло с некоторыми подобными автобиографиями, например, White Line Fever (в русском переводе 2002 г.— «Дорожная лихорадка») авторства фронтмена Motorhead Лемми Килмистера.
Одной из наиболее интересных книг в жанре рок-литературы считается автобиография легендарного басиста Deep Purple Гленна Хьюза под названием Deep Purple&Beyond: The Life, Near Death And Rebirth of A Rock Star. Интересно, что Scenes from the Life of a Rock Star («Эпизоды жизни рок-звезды») снабжены предисловием барабанщика группы Metallica Ларса Ульриха. Книга, написанная музыкантом при содействии известного автора рок-биографий Джоэла Макайвера и ряда его коллег по рок-сцене, в частности, Дэвида Кавердейла и Тони Айомми, издана в 2010 г. Накануне выпуска обычного издания в мягкой обложке в продажу поступил ограниченный тираж его коллекционной делюкс-версии, дополненной редкими фотографиями и эксклюзивным десятидюймовым виниловым макси-синглом ценой в 550 фунтов стерлингов.
В этом же ряду — 320-страничная автобиография бас-гитаристки и рок-певицы Сюзи Кватро Unzipped, изданная в 2007 г. и до сих пор находящаяся в списках бестселлеров на Amazon.com. Самое важное, как отметило большинство, Unzipped — это живое, искреннее и яркое повествование, так как в действительности написано собственноручно Сюзи Кватро, что происходит крайне редко.
Следует отметить, что в современной Украине книжные издательства практически не проявляют интереса к рок-литературе, а зря. Припоминается, как в свое время любители рок-музыки с огромным энтузиазмом раскупили нечто вроде авторизованной биографии Queen в лице идейного вдохновителя группы Фредди Меркьюри, написанной близким другом певца, музыкальным редактором газеты «Дейли миррор» Риком Скаем, вышедшей в 1992 г. (оригинальное название — The Show Must Go On, издательство Harper Collins Publishers Ltd.). Тем временем в современной России рок-литература хорошо издается и, соответственно, покупается. В числе наиболее символичных — «Машина» с евреями» Петра Подгородецкого 2007 г., представляющая собой историю «Машины времени», написанную бывшим клавишником группы в раскованном юморном духе. «Когда мне предложили написать книгу о себе и о «Машине времени», я сначала засомневался,— рассказал Подгородецкий.— Но потом стало обидно: какой-то там повар может написать книгу, а я нет? Я очень старался, чтобы мои воспоминания на заданную тему дошли до читателей в понятном и, главное, неизменном виде. Без всякой мишуры и прочей дряни».
Уверенно, по-металлически пополнил своими сочинениями ряды российских рок-литераторов лидер группы «Коррозия металла» Сергей «Паук» Троицкий, в последнее время явно стремящийся перековать гитару на перо. Его книга «Девять лет трэш-угара», вышедшая еще в 1994 г., стала для «Паука» хотя и первой, но ныне уже далеко не единственной и заняла почетное место на рокерских книжных полках.
«Зачем рок-музыканты пишут книги?» — задалась однажды вопросом Полина Челпанова, одна из серьезных исследовательниц этой темы, отметив при этом, что сегодня каждый, кто считает себя хоть немного значимым в музыке, шоу-бизнесе или политике, или в спорте, написал или пишет книгу или, в крайнем случае, собирается ее написать. Тем не менее она не смогла найти четкий и однозначный ответ. Модное поветрие, в отличие от украинских, захватило большинство российских рокеров. Так, Юрий Шевчук из «ДДТ» давно является «бумажным» поэтом, а его сборник стихов «Защитники Трои» выдержал не одно переиздание. Гарик Сукачев имеет в активе две книги — это сборники прозы, интервью и стихов. А вот количество книг Бориса Гребенщикова перевалило аж за десяток. В издательстве «Амфора» вышли даже воспоминания матери самого знаменитого рок-музыканта под скромным названием «Мой сын БГ». Лидер «Звуков Му» Петр Мамонов осчастливил мир сборником каких-то богословских миниатюр, довольно странных по содержанию. Книгами «разродились» Диана Арбенина, Вячеслав Бутусов («Виргостан», 2007 г.), Владимир Шахрин и многие другие музыканты.
Самым маститым надо признать Андрея Макаревича, хотя его «всеядство», как и ряда других рок-писателей, волнует аналитическое чутье госпожи Челпановой. «Андрей Макаревич написал уже восемь книг. И разнообразие тематики этих произведений как-то настораживает… Так, в конце 90-х Макаревич в соавторстве с Юрием Бельским издал книгу для подводников-экстремалов — «Акваланги для всех». Затем вышел второй том рассказов о ластах и аквалангах — «Что такое дайвинг, или Акваланги для всех-2». А в 2005 г. вышла «Занимательная наркология» музыканта. В ней Макаревич ознакомил читателей со своим опытом по части употребления горячительных напитков, табакокурения и наркозависимости. На этом веселеньком фоне книга легендарного «машиниста» «Мужская кулинария» уже совсем не удивляет — к Макаревичу-повару мы все привыкли давно. Между делом Макаревич успевает немного пофилософствовать о жизни в книге «Сам овца»,— размышляет над этим явлением Полина Челпанова.