Вчера в Юрмале завершился десятый юбилейный песенный конкурс «Новая волна». По итогам трех конкурсных дней, набрав 341 балл, победил исполнитель из США — Джейден Фелдер. Представительница Украины Маша Собко заняла второе место, отстав от лидера всего на один балл
За победу в юбилейной 10-й «Новой волне» боролись 16 участников из 14 стран мира. Однако уже после первых двух конкурсных дней стали очевидны имена претендентов на победу. И хотя изначально букмекерские конторы среди фаворитов называли украинскую группу «The Коля Серга» (для которой коэффициент выплаты ставок составляет всего 4), представителя Литвы Донни Монтелла (коэффициент 4,5) и американца Джейдена Фелдера (коэффициент 5), первые же выступления изменили таблицу лидеров. В частности, Раймонд Паулс главным фаворитом назвал именно Фелдера, прокомментировав, что «когда в конкурсе появляются темнокожие, с ними сложно конкурировать». Разделяли мнение Маэстро и российские продюсеры: «Фелдер будет безусловным лидером гонки, а Маша Собко, вероятнее всего, окажется в тройке лидеров. «Серга» может завоевать приз зрительских симпатий. На этом конкурсе должна быть ставка на вокал, а шоу не проходит. Тем же «Пающим трусам» в прошлом году симпатизировали и зрители, и многие артисты, но жюри отвело им предпоследнее место». В итоге прогнозы оправдались: Джейден Фелдер набрал наибольшую сумму баллов, Маша Собко заняла второе место, а третье досталось российской группе «Н.А.О.М.И». Напомним, что помимо статуэток «Хрустальная волна», победители конкурса также получили денежные призы EUR50 тыс. за первое место, за второе и третье места соответственно EUR30 тыс. и EUR20 тыс.
Стоит отметить, что проведение ориентированной на страны СНГ «Новой волны» в Юрмале поддерживают далеко не все местные жители. В частности, министр культуры Латвии госпожа Сармите Элерте назвала «Новую волну» «посредственным фестивалем», который совершенно не стоит выделять в юрмальской городской среде. «Новая волна» сама по себе, а также в плане всей суеты вокруг нее символизирует постсоветское пространство, из которого мы хотим уйти на вечные времена»,— жестко высказала свою позицию госпожа Элерте. О том, на кого, в первую очередь, ориентирован этот форум, говорит и тот факт, что представительнице Латвии LieneCandy по инициативе главного режиссера конкурса Александра Ревзина неожиданно поменяли композицию: вместо Rītsir tālu vēl она исполнила композицию «Еще не вечер». Сам господин Паулс был не в восторге от новой идеи. «Люди, которые делают программу, диктуют свои условия. Конечно, они тоже могут ошибаться, но, поскольку они работают на восточный рынок и знают его требования, мы не можем возражать, даже если что-то кажется неправильным — власть в руках хозяина»,— не двузначно прокомментировал Маэстро.
Однако экономический кризис, который государство преодолевает с трудом, делает свое дело. Латвийская сторона оказалась крайне заинтересована в конкурсе, две недели которого кормят Юрмалу весь оставшийся год. Стоит также отметить, что билеты на юбилейную «Новую волну» были распроданы еще в феврале, в том числе и абонементы в vip-ложу, стоимость которых в этом году превышала $40 тыс. По подсчетам мэрии, за время проведения конкурса гости тратят в Юрмале более $15 млн., о чем не преминул напомнить госпоже Элерте депутат Юрмальской думы Ромуальд Ражукс. «Почему бы Сармите Элерте не предложить взамен что-то равноценное в латышском или западном духе? Да, есть, к примеру, фестиваль балета, но это локальное мероприятие, которое скорее тратит, а не дает городу деньги. Мы должны быть взрослыми, нельзя жить мечтами — городу надо зарабатывать, и «Новая волна» в этом деле хорошее подспорье»,— аргументировал свою позицию депутат. О многом говорит и тот факт, что во время проведения в Юрмале конкурса «Новая волна» журнал Forbes (Россия) провел закрытый прием для членов «золотой сотни» самых богатых и влиятельных людей постсоветского пространства. Хотя вечеринка Forbes не входит в официальную программу «Новой волны» и имеет формат закрытого частного мероприятия.
О заинтересованности в дальнейшем проведении «Новой волны» говорит и специально организованный для устроителей конкурса прием у президента Латвии Андраса Берзиньша и встреча с мэром города Гатисом Трукснисом. В частности, мэр Юрмалы сообщил, что курорт и впредь с радостью готов принимать фестиваль, его участников и гостей у себя, в связи с чем городская дума готова подписать новый договор с организаторами конкурса о его проведении в Юрмале на последующие пять лет. Однако сопредседатели жюри конкурса Раймонд Паулс и Игорь Крутой отметили, что продолжать проводить конкурс в Юрмале стоит лишь при условии, что будут сделаны шаги в сторону усовершенствования сервиса в городе. Это касается как гостиниц, принимающих гостей и участников «Новой волны», так и самого зала «Дзинтари», который давно уже требует основательного ремонта. О том, подписан ли контракт, пока нет официальной информации.
Впрочем, говоря о «посредственном культурном уровне конкурса», в какой-то степени была права и госпожа Элерте: «Новая волна» в нынешнем своем виде скорее напоминает пеструю ярмарку тщеславия звезд российского шоу-бизнеса, чем качественное культурное мероприятие. Большинство участников конкурса, на которых возлагаются надежды как на будущее эстрады, продемонстрировали скорее обратное — насколько недалеко они ушли от того, что зрители и так уже годами наблюдают на телевидении и в радиоэфире. На общем унылом фоне выгодно выделялись выступления западных гостей форума, а также победительницы «Детской Новой волны 2010» девятилетней украинки Анастасии Петрик. Девочка исполнила композицию Oh, darling из репертуара группы The Beatles. Так что есть надежда: возможно, произойдут изменения на большой сцене, когда подрастет ее поколение.